Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Завершился первый год пилотного проекта Минобрнауки по совершенствованию системы профессионального образования. Отразились ли нововведения на результатах приемной кампании участвующего в проекте Университета МИСИС? Какие научные направления выходят в вузе на первый план? Об этом корреспонденту РИА Новости рассказала ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова.

– Алевтина Анатольевна, какие перемены произошли в вузе за время участия в "пилоте" Минобрнауки?

– С 2008 года в нашей стране начала формироваться сеть национальных исследовательских университетов (НИУ), которым предоставлено право утверждать собственные образовательные стандарты. Университет МИСИС одним из первых в России получил статус НИУ. Все эти годы мы нарабатывали опыт создания и реализации программ, в том числе совместно с академическими и бизнес-партнерами, внедряли лучшие практики.

Пилотный проект в соответствии с указом президента РФ от 12.05.2023 №343 "О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования" – важный, своевременный и необходимый шаг для дальнейшего повышения качества образования. Мы рассматриваем участие в "пилоте" как следующий уровень в развитии образовательной модели НИТУ МИСИС.

Ключевые изменения в рамках пилотного проекта – это, прежде всего, усиление роли работодателей в разработке, реализации и оценке образовательных программ, увеличение объема практической подготовки в каждой образовательной программе, внедрение персонифицированного подхода, обеспечивающего постоянный рост мотивации студентов к обучению, обеспечение необходимого уровня фундаментальной подготовки и практических навыков студентов в рамках единого образовательного пространства. Мы уверены, что подготовка конкурентоспособного специалиста требует интеграции образовательной, научной, инновационной и внеучебной деятельности.

– Как вы оцениваете итоги приемной кампании этого года?

– Приемная кампания 2024 года подтвердила тренд последних лет – рост интереса выпускников школ к техническим и инженерным специальностям. Контрольные цифры приема в Университете МИСИС выполнены на 100%. Самые востребованные направления подготовки, как и в предыдущие годы, это ИТ, материаловедение, металлургия и горное дело.

Средний балл ЕГЭ в 2024 году составил 90,1, что на 3 пункта выше, чем в 2023-м (87,1). Каждый пятый поступивший – победитель или призер всероссийских олимпиад. В полтора раза по сравнению с прошлым годом увеличилось количество зачисленных молодых людей, получивших медаль или аттестат с отличием.

– Отличается ли качество приема на программы в эксперименте и обычный бакалавриат?

– В Университет МИСИС приходят талантливые, целеустремленные, хорошо подготовленные молодые люди. В этом году мы проводим второй набор в рамках пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования – на программы базового и специализированного высшего образования. Прием на программы базового высшего образования осуществляется по пяти направлениям подготовки, специализированного – по шести.

Предварительные итоги приемной кампании показали, что качество приема в рамках пилотного проекта высокое. В 2024 году на 4,1 пункта вырос средний балл ЕГЭ по сравнению с прошлым годом. Почти вдвое увеличилась численность поступивших абитуриентов, имеющих медаль или аттестат с отличием.

Мы фиксируем высокий интерес абитуриентов к образовательным программам как базового, так и специализированного высшего образования, которые разработаны в том числе совместно с бизнес-партнерами университета и отвечают вызовам времени.

– Каковы результаты работы НИТУ МИСИС по программе "Приоритет-2030"?

– Университет МИСИС концентрируется на пяти стратегических проектах, сформированных в рамках программы "Приоритет-2030": "Квантовый интернет", "Биомедицинские материалы и биоинженерия", "Материалы будущего", "Технологии устойчивого развития", "Цифровой бизнес". Стратпроекты опираются на наши приоритетные направления: материаловедение, металлургию, горное дело, квантовые технологии, компьютерные науки.

В рамках каждого проекта, помимо решения масштабных научных задач, формируется образовательная повестка для опережающей подготовки кадров для национальной экономики. В НИТУ МИСИС при проведении научных исследований мы фокусируемся на разработке инновационных продуктов, внедряем продуктовый подход. В университете сформированы высокопрофессиональные научные коллективы. Именно благодаря системной каждодневной работе ученых НИТУ МИСИС удается достичь значимых результатов по каждому стратегическому проекту.

- Расскажите подробнее, пожалуйста.

- Например, "Биомедицинские материалы и биоинженерия". Этот проект возглавляет Владимир Чехонин – академик РАН, заместитель президента РАН. Ключевая задача стратпроекта – значительное улучшение качества жизни людей посредством создания и быстрого внедрения в производство современных медицинских материалов.

Ученые участвуют в формировании национальной отрасли биомедицинских материалов и биоинженерии. Так, разрабатывается линейка прототипов спинальных кейджей, архитектура которых одобрена ведущими нейрохирургами страны. С помощью биопринтера, созданного в НИТУ МИСИС, в декабре 2023 года в Главном военном клиническом госпитале им. академика Н. Н. Бурденко проведена первая в мире операция с in situ биопечатью непосредственно в раневой дефект.

Прототипы нейроимплантатов и нейроинтерфейсов разработали магистранты и аспиранты вуза. С этим проектом они стали победителями конкурса IV Московского международного фестиваля студенческого предпринимательства "Москва – точка старта". Наши ученые создали и запатентовали сшивающий раны биополимерами тканевый пистолет, который помогает спасать жизни людей.

В Университете МИСИС с 2019 года реализуется интегрированная магистерско-аспирантская программа "Биоматериаловедение". Обучающиеся с первого курса магистратуры участвуют в научных исследованиях, публикуют статьи в высокоцитируемых изданиях, выполняют проекты по грантам научных фондов, регистрируют патенты на изобретения.

В этом году состоялась открытая защита магистрантов программы, все защитились на "отлично", получили направления в аспирантуру. Также в июне этого года, спустя два с половиной года после начала обучения, состоялась первая защита диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук выпускникаiPhD "Биоматериаловедение".

Прорывные результаты возможны при тесном взаимодействии с академическими партнерами и индустрией. В рамках стратпроекта "Биомедицинские материалы и биоинженерия"сформирован и активно работает консорциум "Инженерия здоровья", в состав которого входят ведущие вузы страны, научно-исследовательские центры, инновационные предприятия сферы биомедицины.

Развитие стратпроекта повлекло создание в 2023 году в структуре университета Института биомедицинской инженерии. Его возглавил молодой талантливый ученый Федор Сенатов. Задачи института – разработка новых продуктов для биомедицины, внедрение импортоопережающих технологий, а также подготовка специалистов для быстроразвивающейся отрасли.

– Как вы привлекаете молодежь в науку, поддерживаете ученых?

– В НИТУ МИСИС с 2012 года реализуется комплексная программа профессиональной навигации, в рамках которой мы привлекаем молодых людей к научно-исследовательской деятельности, погружаем в атмосферу научного поиска. С работой Студенческого научного общества, Студенческого конструкторского бюро, Студенческого проектного бюро наши первокурсники знакомятся с первых дней обучения, участвуя в проекте "Погружение".

Большое внимание в вузе уделяется популяризации науки: реализуются проекты "Рождественские лекции", "Бесконечная наука", "Дни науки", Science Slam MISIS и др. Ежегодно в университете проводятся фундаментальные научные исследования, выполняется более 500 договоров в интересах бизнес-партнеров, в которых участвуют наши студенты, что дает им возможность почувствовать себя частью мирового академического сообщества, приобщиться к исследованиям ведущих ученых.

На протяжении ряда лет мы реализуем комплекс программ, направленных на создание целостной системы подготовки научных кадров. За последние 10 лет в университете значительно увеличилась численность молодых ученых, их доля сегодня – более 68%. В вузе ежегодно создаются научно-исследовательские лаборатории и научно-образовательные центры, которые возглавляют в том числе молодые ученые.

В 2023 году в НИТУ МИСИС дан старт программе поддержки исследователей, осуществляющих подготовку диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Основные задачи программы – развитие научных школ, кадрового потенциала, создание резерва руководителей научных подразделений. Программа предусматривает финансовую поддержку кандидатов и научных консультантов на основе конкурсных процедур. В рамках первого этапа запланирована защита 9 докторских диссертаций: 5 защищено весной, еще четверым кандидатам предстоит защита осенью. Идет отбор исследователей на участие во втором этапе конкурса.

В настоящее время в НИТУ МИСИС разрабатывается программа "Научные лидеры", цель которой – поддержка результативных ученых, способных решать задачи национального и глобального уровней, внедрять инновации в производство, вести подготовку кадров высшей квалификации.

- НИТУ МИСИС очень изменился за последние годы. Каким, на Ваш взгляд, стал вуз сегодня?

– Университет МИСИС – динамично развивающийся научно-образовательный центр страны. Экосистема, в центре которой человек. Сегодня МИСИС – это целый мир, объединяющий неординарных, ярких, талантливых людей: студентов, ученых, преподавателей, сотрудников, академических и бизнес-партнеров, выпускников, друзей вуза, которых связывают единые ценности, целеполагание, желание сделать мир лучше. Вместе мы развиваем наш университет, делаем его конкурентоспособнее, сильнее.

Фото https://www.pervo.ru

https://na.ria.ru

Уважаемые коллеги!

           В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:

        Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479,                      Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.

           Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru

 

АКТУАЛЬНО

 

     17−19 декабря 2024 года

     Белорусский государственный университет

     Пятая международная научная конференция

     «Математическое моделирование и дифференциальные уравнения»,

     посвященная столетию со дня рождения Е.А. Иванова и Н.И. Бриша 

 

      11 декабря 2024 г.

      Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Республика Беларусь)

      Международный круглый стол «Психология: рефлексия настоящего в контексте будущего»

         

      Минобранауки России:

      Целевое обучение в организациях высшего образования

      Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

      Федеральный институт педагогических измерений:

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года

    методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года

      итоговое собеседование

      видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ

 

        Обучающие мероприятия для родителей 

        База знаний "Я-родитель"

 

   Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

        ученые-исследователи.рф

 

      Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

        https://gossluzhba.gov.ru/

 

       Обсуждение проектов нормативных правовых актов

     Проект "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета"

 

      Проект "О внесении изменений в порядок проведения экспертной оценки предварительных отчетов о реализации исследовательских программ (проектов) в рамках предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 10 января 2022 г. № 14"

 

    Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

    Проект совместного приказа Минпросвещения России и Рособрнадзора "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году"

 

     Проект прииказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.13 Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта"

 

      Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.11 Разработка и управление программным обеспечением"

 

    Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации  от 6 апреля 2023 г. № 240"

 

 

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Уточнённый годовой отчёт Министерства просвещения Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2023 год

 

Доклад об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год

 

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019–2024 годы, утвержденного 11.03.2019, и прилагаемого к нему Плана-графика мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования за 2023 год

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Российский статистический ежегодник. 2023

Раздел. Образование

Раздел. Наука и инновации

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

Образование в цифрах. 2023

Наука. Технологии. Инновации. 2024

Индикаторы инновационной деятельности. 2024

Индикаторы образования. 2024

Индикаторы науки. 2024