Карелию называют краем рек и озер. Почти половина территории республики находится в арктической зоне, а значит, природа здесь особенно уязвима. Об исследовании Белого моря и уникальных особенностях этой акватории корреспонденту «Научной России» рассказал руководитель лаборатории географии и гидрологии Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН Алексей Владимирович Толстиков.
Справка: Алексей Владимирович Толстиков ― океанолог, кандидат географических наук, старший научный сотрудник и руководитель лаборатории географии и гидрологии Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН, ведущий инженер-гидролог 56-й Российской Антарктической экспедиции, член Русского географического общества, участник и член программного комитета ежегодной конференции океанологов «Комплексные исследования Мирового океана».
― Чем интересно Белое море с научной точки зрения и можно ли отнести его к арктическим морям?
― Мы исследуем Белое море более 20 лет. Для нас оно интересно своей близостью и доступностью (бо́льшая часть побережья Карелии непосредственно соприкасается с его водами), а также уникальными особенностями, свойственными в том числе и арктической природе. Если рассматривать Белое море с географической точки зрения, то оно находится в зоне умеренного климата и назвать его арктическим нельзя, однако если мы говорим о биологических видах, то все обстоит иначе.
Верхняя водная масса Белого моря заселена так называемыми бореальными видами животных. Но если спуститься на бо́льшую глубину ― несколько десятков метров, где постоянно холодно (−1,5 ℃), ― мы обнаружим множество арктических видов, например представителей зоопланктона и бентоса.
Исходя из этого, можно сказать, что Белое море ― холодное и арктическое, и это кажется мне очень интересным. Кроме того, значительная часть Республики Карелия (38%) относится к арктическим зонам России, и с этой, экономической, точки зрения Белое море также можно отнести к Арктике.
― Насколько оно уязвимо?
― Арктические экосистемы в целом очень уязвимы: подвергнувшись какому-то вредному воздействию, они восстанавливаются очень долго (или не восстанавливаются вообще), гораздо дольше, чем, например, южные экосистемы. Наверняка вы слышали о том, что если где-то в тундре прошел вездеход, негативные последствия будут сохраняться в течение последующих десятилетий. О морях, я думаю, можно сказать то же самое.
Белое море ― это небольшое внутреннее море России; оно со всех сторон окружено сушей, и на его экологические характеристики очень влияет водосбор, то есть все впадающие в него реки.
Примечательно, что водосбор Белого моря в восемь раз больше, чем само море. Таким образом, загрязняющие вещества от множества местных рек попадают в маленькое и уязвимое Белое море.
― Много ли в мире аналогичных морей, чей водосбор намного превышает площадь самого моря?
― Для внутренних морей это обычное явление, например для Азовского, водосбор которого в 15 раз больше самого моря, но в российской Арктике такое море одно ― Белое. Если мы сравним его с другими арктическими морями, то увидим, что водосборы у них очень небольшие: коэффициент соотношения площади самого моря и его водосбора составляет в среднем 1 : 2 или 1 : 3.
― Что еще делает арктическую природу особенно уязвимой?
― Как я уже упоминал, из-за холода в Арктике все происходит очень медленно, причем это касается не только восстановления экосистем, но и процессов их развития: мы видим, что и живые организмы, и растения, например тундровые, имеют низкие темпы роста. Кстати, примечательно, что в Карелии есть места, где тундра и тайга соседствуют друг с другом.
Белое море, располагаясь в зоне тайги, имеет в своем составе острова, где встречается тундровая растительность: архипелаг Кузова.
― Какие исследования вы проводите в акватории Белого моря?
― Мы исследуем водосбор, то есть реки, несущие свои воды, в том числе биогенные элементы (азот, фосфор, кремний), в акваторию Белого моря, и непосредственно сам морской бассейн. Попадая в море, биогенные элементы трансформируются, и загрязняющие вещества часто оседают в устьевых областях морского бассейна. Поэтому нам важно проследить всю эту цепочку от береговой линии и устьевой области до непосредственно самого водоема. Наши исследования, таким образом, затрагивают не только морские глубины, но и прибрежную зону. В своей лаборатории мы стремимся объединить физические и биогеохимические исследования, изучая физические процессы и параметры среды: температуру, соленость, их распределение на разных глубинах, изменение ледяного покрова и связь этого процесса с потеплением. Для совместной работы мы приглашаем специалистов по биохимическим процессам из других институтов. Они помогают отследить, что происходит с фито- и зоопланктоном Белого моря. Химики нашего института также принимают участие в этих комплексных исследованиях.
― Нынешнее лето в Карелии выдалось аномально жарким. Как это сказывается на Белом море?
― Пока непонятно, каким образом такие эпизоды, как нынешняя жаркая погода, могут отразиться на состоянии Белого моря в будущем. Если же говорить не о погоде, а о долгосрочных исследованиях климата, то подобные работы в КарНЦ РАН действительно ведутся.
Наши исследования ледяного покрова, проведенные за последние 30 лет, показали, что ледяной покров Белого моря сократился по площади. Кроме того, он стал формироваться позже, чем обычно, и разрушаться раньше.
― К чему это может привести?
― Есть прогнозы, согласно которым лед Белого моря может полностью исчезнуть. Случится это в реальности или нет, пока неизвестно, но существуют сценарные расчеты, показывающие, что это событие весьма вероятно. Плохо это или хорошо? Как и в любом процессе, здесь есть свои положительные и отрицательные стороны.
Многие говорят о том, что сокращение льда в Арктике позволяет освободить Северный морской путь и расширить возможности навигации. С другой стороны, деградация многолетней мерзлоты, содержащей в себе парниковые газы, в частности метан, приводит к их выбросам в атмосферу.
Потепление влечет за собой много негативных последствий, причем не только для природы, но и для нашей экономики. Мировой океан аккумулирует большое количество парниковых газов, и при определенном стечении обстоятельств они могут попасть в атмосферу в большом количестве. Для нас это сравнимо с миной замедленного действия.
Со льдом связано и много других интересных процессов, например так называемый ледовый разнос, который пока слабо изучен. Это когда лед захватывает с собой подводные биогенные элементы или даже какие-то частички с суши и внутри него развивается своя экосистема, которая затем перемещается по акватории моря.
― Я слышала о том, что карельские ученые построили численную модель Белого моря. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
― Да, наш Институт водных проблем Севера предоставлял данные, полученные в исследованиях на море, для построения этой трехмерной численной модели. Ее разработали специалисты Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН. Чтобы верифицировать эту модель, нужны многолетние данные реальных измерений. Этот проект содержит в себе различные блоки, например учет параметров атмосферы, динамику течений и перенос вещества, модель экологии морского льда и т.д.
С помощью численной модели Белого моря, задав те или иные условия, можно предсказывать различные сценарии развития событий в акватории.
― Какой из сценариев наиболее вероятен для Белого моря?
― Выделить какой-то один довольно сложно. Есть сценарии оптимистичные и пессимистичные, есть более вероятные. Что касается потепления в Арктике, то практически все сценарии в настоящее время говорят о том, что в ближайшие десятилетия температура продолжит повышаться и морской лед будет таять.
― Это можно остановить на локальном уровне, то есть непосредственно в рамках Белого моря?
― Вероятно, да, причем не только на локальном уровне. Общепринятые мировые прогнозы, касающиеся в том числе развития экономики в Арктике, сообщают о том, что существуют механизмы снижения парниковых газов, по крайней мере антропогенных. Об этих механизмах снижения выбросов парниковых газов в мире говорят уже давно, они хорошо известны, но будут ли реализованы эти планы, мы пока не знаем. Я все-таки надеюсь на то, что антропогенный выброс парниковых газов не будет увеличен до критического предела, ведь многие страны уже принимают соответствующие меры для снижения этого потока. В противном случае мы рискуем достигнуть точки невозврата, спровоцированной экспоненциальным ростом температуры.
― То есть пока процесс обратим?
― Это очень дискуссионный вопрос. Многие специалисты даже говорят о том, что мы сейчас просто находимся в очередной фазе естественного потепления, за которой последует похолодание, аргументируя это тем, что в истории Земли уже были сменяющие друг друга периоды похолодания и потепления. Но страшно то, какой вклад в это потепление сегодня вносит человек!
Большинство ученых единодушны в том, что участие человека в этом процессе очень ощутимо, но я надеюсь, что мы еще достаточно далеки от точки невозврата.
― В 1990-е гг. в Карелии произошло крайне громкое событие: огромное количество животных были выброшены на берег из пучины Белого моря. Как часто такое происходит в регионе и с чем связано это явление?
― Да, речь идет о морских звездах. Случается так, что в воду попадают цианотоксины природного происхождения, которые могут приводить к массовому выбросу гидробионтов на сушу и их гибели. Нечто подобное несколько лет назад произошло и на Камчатке. К сожалению, мы можем ожидать повторения подобных ситуаций в Белом море, хотя за последние 30 лет ничего похожего (в таких масштабах) у нас пока не наблюдалось. Кстати, есть ученые, считающие, что массовый выброс морских звезд на берег в 1990-х гг. был связан не с токсинами, а с сильным штормом.
― Над какими задачами вы планируете работать в ближайшее время?
― Сейчас мы сосредоточены на исследовании устьевых областей, то есть тех зон, где речная вода сталкивается с морской. Выше я уже говорил о том, насколько важно их изучение. Добавлю еще, что устьевую область можно считать своеобразным индикатором того, что происходит на водосборе и непосредственно в море. Есть такое понятие, как импактная зона для экосистем: это когда некая точечная область может существенно повлиять на экосистемы Белого моря. Поэтому очень важно изучать устьевые области подробно и комплексно, регулярно собирать физические, химические и биологические пробы. Это поможет предотвратить возможное развитие нежелательных событий и быть во всеоружии. Кроме того, мы не забываем и о фундаментальной науке. В тех же устьевых областях формируются своеобразные экосистемы, подверженные влиянию и морской, и пресной воды. Было бы очень интересно изучить их подробнее.
Фото: Алексей Толстиков / КарНЦ РАН: Архипелаг Кузова, где тундра и тайга встречаются вместе.
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)
Рекомендуем посетить:
Десятилетие науки и технологий
Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
Российское военно-историческое общество
Русское географическое общество
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Российская общественная инициатива
Агентство национально значимых коммуникаций
Образовательный центр «Сириус»
Национальный портал в сфере Искусственного интеллекта
Уважаемые коллеги!
_____В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:
_____Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, _____Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.
_____Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
_____Научно-образовательный центр принимает предложения по совершенствованию деятельности в сфере образования и науки в Российкой Федерации для направления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации, а также для размещения на портале "Российская общественная инициатива".
_____Предложения принимаются как в виде официальных писем от юридических лиц, так и в свободной форме от физических лиц на электронную почту sci-idea@mail.ru.
Международный конкурс научно-исследовательских работ
«CULTURE, SCIENCE AND TECHNOLOGY – 2025»
_____Приглашаем принять участие в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «CULTURE, SCIENCE AND TECHNOLOGY – 2025» (далее – Конкурс). Организацию и проведение Конкурса осуществляет научно-образовательный центр «Science Idea» (далее – научно-образовательный центр).
Конкурс проводится в заочной форме.
_____В Конкурсе могут принять участие учащиеся школ и организаций дополнительного образования, студенты организаций среднего профессионального образования, студенты и аспиранты организаций высшего образования, дипломированные специалисты (преподаватели образовательных организаций, сотрудники предприятий и организаций).
_____Автором 1 научно-исследовательской работы может быть только 1 человек. Каждый участник может представить неограниченное число работ. Под руководством 1 руководителя может быть представлено неограниченное число работ.
_____Научно-исследовательская работа, представленная участником, может быть выполнена под руководством руководителя, либо может быть выполнена участником самостоятельно без руководителя.
____Для участия в Конкурсе оплачивается организационный взнос в размере 600 рублей за 1 научно-исследовательскую работу.
_____Приём материалов на Конкурс осуществляется с 21 апреля 2025 г. до 27 мая 2025 г. (включительно) на электронную почту sci21@mail.ru (контактное лицо – Леснов Алексей Владимирович, тел. +79093013453).
_____Подведение итогов Конкурса состоится 9-11 июня 2025 года.
_____Результаты Конкурса будут опубликованы на официальном сайте научно-образовательного центра https://sci-idea.ru/ (на главной странице в разделе "Актуально") 13 июня 2025 года.
_____По итогам конкурса определяются победители (I место), призёры (II место и III место). По решению жюри призовое место может быть присуждено одновременно двум участникам. По решению жюри отдельным участникам, не занявшим призовые места, может быть присуждена специальная номинация.
_____Каждый участник за каждую представленную им работу награждается дипломом, руководителю за каждую работу, подготовленную под его руководством, вручается благодарность.
_____Дипломы и благодарности в электронном цветном варианте (скан-образы) направляются на электронную почту, указанную в заявке на участие в Конкурсе.
_____Контактные данные: sci21@mail.ru (Леснов Алексей Владимирович, тел. +79093013453).
_____Скачать Положение о Конкурсе.
_____Примечание: из суммы организационных взносов будет осуществлена оплата работы жюри, работ по оформлению дипломов и благодарностей.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ГЕОИНФОРМАТИКИ
_____IV Международная научная конференция
_____"Проблемы региональной геологии Восточно-Европейской платформы и сопредельных территорий"
Дата проведения: 30 сентября – 3 октября 2025 года
Регистрация - до 31 мая 2025 года
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
_____Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.
_____V Международная научная конференция «Русская и белорусская литературы рубежа XX–XXI веков»
_____Место проведения конференции: Белорусский государственный университет, филологический факультет.
_____Дата проведения конференции: 9‒10 октября 2025 года.
_____Рабочие языки конференции: белорусский, русский.
_____Срок подачи заявок: до 15 июня 2025 года. Заявки направляются на электронную почту ruslit@bsu.by
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
26-27 июня 2025 г.
V Международная научно-практическая конференция
«Проблемы современного востоковедения»
Прием материалов и регистрация — до 20.04.2025 г.
ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
_____Регистрация участников (со 2 апреля 2025 года) и представление текстов докладов - до 10 сентября 2025 г.
ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА
_____Международная научно-практическая конференция
_____«Региональная ономастика: проблемы и перспективы исследования»
_____Дата проведения: 16-17 мая 2025 г.
_____Регистрация: до 15 апреля 2025 г.
_____Международный научно-методический семинар
_____«Специфика языкового образования в различных коммуникативно-речевых средах»
_____Дата проведения: 19-20 мая 2025 г.
_____Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
_____Дата проведения: октябрь 2025 г.
_____III Международная научно-практическая конференция
_____«Охрана и популяризация культурного наследия: мировой и отечественный опыт»
_____Дата проведения: октябрь 2025 г.
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ
_____VI Международная научно-практическая конференция
_____«ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»
_____Дата проведения: 22-23 мая 2025 г.
_____Регистрация и приём материалов: до 15 апреля 2025 г.
_____II Международная научно-практическая конференция молодых учёных
_____«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И НАУК О ЗЕМЛЕ»
_____Дата проведения: 26 сентября 2025 г.
_____Приём материалов: до 31 мая 2025 г.
_____IX МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
_____"ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ"
_____(ICCT-2025)
_____Дата проведения: 7-11 октября 2025 г.
_____Срок подачи тезисов: 1 июня 2025 г.
_____Срок подачи полных версий статей: 1 августа 2025 г.
_____III (ХVI) Международная научно-практическая конференция
_____Дата проведения: 9-10 октября 2025 г.
_____Регистрация: до 29 августа 2025 г.
Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.
Целевое обучение в организациях высшего образования
Молодые ученые (достижения и поддержка)
_____Рособрнадзор:
_____Федеральный институт педагогических измерений:
_____Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
_____Основной государственный экзамен (ОГЭ)
_____Государственный выпускной экзамен (ГВЭ-9)
_____Обучающие мероприятия для родителей
_____Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников
_____Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)
_____Предлагаем принять участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов, в том числе проектов, касающихся сферы образования и науки на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов
____Приглашаем к обсуждению проектов приказов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 февраля 2021 года № 118
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2013 года № 1199
"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА
Отчёты о деятельности Министерства просвещения Российской Федерации
Публичная декларация целей и задач Министерства просвещения Российской Федерации
План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и отчёты о его исполнении
Планы и отчёты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Статистические издания Федеральной службы государственной статистики
Статистические сборники Высшей школы экономики
иммунолога, патолога,
Прянишникова Дмитрия Николаевича,
российского агрохимика и физиолога растений, разработавшего
научную основу применения минеральных удобрений
Международный день лесов
21 марта
Всемирный день водных ресурсов
22 марта
Всемирный метеорологический день
Международный день нравственности
5 апреля
Международный день полета человека в космос
12 апреля
Всемирный день творчества и инновационной деятельности
21 апреля
Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Вольта,
итальянского учёного, исследователя в области электрических явлений,
изобретателя первого источника постоянного тока
Виноградова Виктора Владимировича,
внёсшего вклад в русскую лексикологию и лексикографию, разработавшего теорию
выделившего типы лексических значений слова