Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Карелию называют краем рек и озер. Почти половина территории республики находится в арктической зоне, а значит, природа здесь особенно уязвима. Об исследовании Белого моря и уникальных особенностях этой акватории корреспонденту «Научной России» рассказал руководитель лаборатории географии и гидрологии Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН Алексей Владимирович Толстиков.

Справка: Алексей Владимирович Толстиков ― океанолог, кандидат географических наук, старший научный сотрудник и руководитель лаборатории географии и гидрологии Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН, ведущий инженер-гидролог 56-й Российской Антарктической экспедиции, член Русского географического общества, участник и член программного комитета ежегодной конференции океанологов «Комплексные исследования Мирового океана».

― Чем интересно Белое море с научной точки зрения и можно ли отнести его к арктическим морям?

― Мы исследуем Белое море более 20 лет. Для нас оно интересно своей близостью и доступностью (бо́льшая часть побережья Карелии непосредственно соприкасается с его водами), а также уникальными особенностями, свойственными в том числе и арктической природе. Если рассматривать Белое море с географической точки зрения, то оно находится в зоне умеренного климата и назвать его арктическим нельзя, однако если мы говорим о биологических видах, то все обстоит иначе.

Верхняя водная масса Белого моря заселена так называемыми бореальными видами животных. Но если спуститься на бо́льшую глубину ― несколько десятков метров, где постоянно холодно (−1,5 ℃), ― мы обнаружим множество арктических видов, например представителей зоопланктона и бентоса.

Исходя из этого, можно сказать, что Белое море ― холодное и арктическое, и это кажется мне очень интересным. Кроме того, значительная часть Республики Карелия (38%) относится к арктическим зонам России, и с этой, экономической, точки зрения Белое море также можно отнести к Арктике.

― Насколько оно уязвимо?

― Арктические экосистемы в целом очень уязвимы: подвергнувшись какому-то вредному воздействию, они восстанавливаются очень долго (или не восстанавливаются вообще), гораздо дольше, чем, например, южные экосистемы. Наверняка вы слышали о том, что если где-то в тундре прошел вездеход, негативные последствия будут сохраняться в течение последующих десятилетий. О морях, я думаю, можно сказать то же самое.

Белое море ― это небольшое внутреннее море России; оно со всех сторон окружено сушей, и на его экологические характеристики очень влияет водосбор, то есть все впадающие в него реки.

Примечательно, что водосбор Белого моря в восемь раз больше, чем само море. Таким образом, загрязняющие вещества от множества местных рек попадают в маленькое и уязвимое Белое море. 

― Много ли в мире аналогичных морей, чей водосбор намного превышает площадь самого моря?

― Для внутренних морей это обычное явление, например для Азовского, водосбор которого в 15 раз больше самого моря, но в российской Арктике такое море одно ― Белое. Если мы сравним его с другими арктическими морями, то увидим, что водосборы у них очень небольшие: коэффициент соотношения площади самого моря и его водосбора составляет в среднем 1 : 2 или 1 : 3.

― Что еще делает арктическую природу особенно уязвимой?

― Как я уже упоминал, из-за холода в Арктике все происходит очень медленно, причем это касается не только восстановления экосистем, но и процессов их развития: мы видим, что и живые организмы, и растения, например тундровые, имеют низкие темпы роста. Кстати, примечательно, что в Карелии есть места, где тундра и тайга соседствуют друг с другом.

Белое море, располагаясь в зоне тайги, имеет в своем составе острова, где встречается тундровая растительность: архипелаг Кузова.

― Какие исследования вы проводите в акватории Белого моря?

― Мы исследуем водосбор, то есть реки, несущие свои воды, в том числе биогенные элементы (азот, фосфор, кремний), в акваторию Белого моря, и непосредственно сам морской бассейн. Попадая в море, биогенные элементы трансформируются, и загрязняющие вещества часто оседают в устьевых областях морского бассейна. Поэтому нам важно проследить всю эту цепочку от береговой линии и устьевой области до непосредственно самого водоема. Наши исследования, таким образом, затрагивают не только морские глубины, но и прибрежную зону. В своей лаборатории мы стремимся объединить физические и биогеохимические исследования, изучая физические процессы и параметры среды: температуру, соленость, их распределение на разных глубинах, изменение ледяного покрова и связь этого процесса с потеплением. Для совместной работы мы приглашаем специалистов по биохимическим процессам из других институтов. Они помогают отследить, что происходит с фито- и зоопланктоном Белого моря. Химики нашего института также принимают участие в этих комплексных исследованиях.

― Нынешнее лето в Карелии выдалось аномально жарким. Как это сказывается на Белом море?

― Пока непонятно, каким образом такие эпизоды, как нынешняя жаркая погода, могут отразиться на состоянии Белого моря в будущем. Если же говорить не о погоде, а о долгосрочных исследованиях климата, то подобные работы в КарНЦ РАН действительно ведутся.

Наши исследования ледяного покрова, проведенные за последние 30 лет, показали, что ледяной покров Белого моря сократился по площади. Кроме того, он стал формироваться позже, чем обычно, и разрушаться раньше.

― К чему это может привести?

― Есть прогнозы, согласно которым лед Белого моря может полностью исчезнуть. Случится это в реальности или нет, пока неизвестно, но существуют сценарные расчеты, показывающие, что это событие весьма вероятно. Плохо это или хорошо? Как и в любом процессе, здесь есть свои положительные и отрицательные стороны.

Многие говорят о том, что сокращение льда в Арктике позволяет освободить Северный морской путь и расширить возможности навигации. С другой стороны, деградация многолетней мерзлоты, содержащей в себе парниковые газы, в частности метан, приводит к их выбросам в атмосферу.

Потепление влечет за собой много негативных последствий, причем не только для природы, но и для нашей экономики. Мировой океан аккумулирует большое количество парниковых газов, и при определенном стечении обстоятельств они могут попасть в атмосферу в большом количестве. Для нас это сравнимо с миной замедленного действия.

Со льдом связано и много других интересных процессов, например так называемый ледовый разнос, который пока слабо изучен. Это когда лед захватывает с собой подводные биогенные элементы или даже какие-то частички с суши и внутри него развивается своя экосистема, которая затем перемещается по акватории моря.

― Я слышала о том, что карельские ученые построили численную модель Белого моря. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

― Да, наш Институт водных проблем Севера предоставлял данные, полученные в исследованиях на море, для построения этой трехмерной численной модели. Ее разработали специалисты Института прикладных математических исследований КарНЦ РАН. Чтобы верифицировать эту модель, нужны многолетние данные реальных измерений. Этот проект содержит в себе различные блоки, например учет параметров атмосферы, динамику течений и перенос вещества, модель экологии морского льда и т.д.

С помощью численной модели Белого моря, задав те или иные условия, можно предсказывать различные сценарии развития событий в акватории.

― Какой из сценариев наиболее вероятен для Белого моря?

― Выделить какой-то один довольно сложно. Есть сценарии оптимистичные и пессимистичные, есть более вероятные. Что касается потепления в Арктике, то практически все сценарии в настоящее время говорят о том, что в ближайшие десятилетия температура продолжит повышаться и морской лед будет таять.  

― Это можно остановить на локальном уровне, то есть непосредственно в рамках Белого моря?

― Вероятно, да, причем не только на локальном уровне. Общепринятые мировые прогнозы, касающиеся в том числе развития экономики в Арктике, сообщают о том, что существуют механизмы снижения парниковых газов, по крайней мере антропогенных. Об этих механизмах снижения выбросов парниковых газов в мире говорят уже давно, они хорошо известны, но будут ли реализованы эти планы, мы пока не знаем. Я все-таки надеюсь на то, что антропогенный выброс парниковых газов не будет увеличен до критического предела, ведь многие страны уже принимают соответствующие меры для снижения этого потока. В противном случае мы рискуем достигнуть точки невозврата, спровоцированной экспоненциальным ростом температуры.

― То есть пока процесс обратим?

― Это очень дискуссионный вопрос. Многие специалисты даже говорят о том, что мы сейчас просто находимся в очередной фазе естественного потепления, за которой последует похолодание, аргументируя это тем, что в истории Земли уже были сменяющие друг друга периоды похолодания и потепления. Но страшно то, какой вклад в это потепление сегодня вносит человек!

Большинство ученых единодушны в том, что участие человека в этом процессе очень ощутимо, но я надеюсь, что мы еще достаточно далеки от точки невозврата.

― В 1990-е гг. в Карелии произошло крайне громкое событие: огромное количество животных были выброшены на берег из пучины Белого моря. Как часто такое происходит в регионе и с чем связано это явление?

― Да, речь идет о морских звездах. Случается так, что в воду попадают цианотоксины природного происхождения, которые могут приводить к массовому выбросу гидробионтов на сушу и их гибели. Нечто подобное несколько лет назад произошло и на Камчатке. К сожалению, мы можем ожидать повторения подобных ситуаций в Белом море, хотя за последние 30 лет ничего похожего (в таких масштабах) у нас пока не наблюдалось. Кстати, есть ученые, считающие, что массовый выброс морских звезд на берег в 1990-х гг. был связан не с токсинами, а с сильным штормом.

― Над какими задачами вы планируете работать в ближайшее время?

― Сейчас мы сосредоточены на исследовании устьевых областей, то есть тех зон, где речная вода сталкивается с морской. Выше я уже говорил о том, насколько важно их изучение. Добавлю еще, что устьевую область можно считать своеобразным индикатором того, что происходит на водосборе и непосредственно в море. Есть такое понятие, как импактная зона для экосистем: это когда некая точечная область может существенно повлиять на экосистемы Белого моря. Поэтому очень важно изучать устьевые области подробно и комплексно, регулярно собирать физические, химические и биологические пробы. Это поможет предотвратить возможное развитие нежелательных событий и быть во всеоружии. Кроме того, мы не забываем и о фундаментальной науке. В тех же устьевых областях формируются своеобразные экосистемы, подверженные влиянию и морской, и пресной воды. Было бы очень интересно изучить их подробнее.

Фото: Алексей Толстиков / КарНЦ РАН: Архипелаг Кузова, где тундра и тайга встречаются вместе.


Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

АКТУАЛЬНО

 

_____Научно-образовательный центр принимает предложения по совершенствованию деятельности в сфере образования и науки в Российкой Федерации для направления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации, а также для размещения на портале "Российская общественная инициатива". 

_____Предложения принимаются как в виде официальных писем от юридических лиц, так и в свободной форме от физических лиц на электронную почту sci-idea@mail.ru.

 

 

Международный конкурс научно-исследовательских работ

«CULTURE, SCIENCE AND TECHNOLOGY – 2025»

 

_____Приглашаем принять участие в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «CULTURE, SCIENCE AND TECHNOLOGY – 2025» (далее – Конкурс). Организацию и проведение Конкурса осуществляет научно-образовательный центр «Science Idea» (далее – научно-образовательный центр).

Конкурс проводится в заочной форме.

_____В Конкурсе могут принять участие учащиеся школ и организаций дополнительного образования, студенты организаций среднего профессионального образования, студенты и аспиранты организаций высшего образования, дипломированные специалисты (преподаватели образовательных организаций, сотрудники предприятий и организаций).

_____Автором 1 научно-исследовательской работы может быть только 1 человек. Каждый участник может представить неограниченное число работ. Под руководством 1 руководителя может быть представлено неограниченное число работ.

_____Научно-исследовательская работа, представленная участником, может быть выполнена под руководством руководителя, либо может быть выполнена участником самостоятельно без руководителя.

____Для участия в Конкурсе оплачивается организационный взнос в размере 600 рублей за 1 научно-исследовательскую работу.

_____Приём материалов на Конкурс осуществляется с 21 апреля 2025 г. до 27 мая 2025 г. (включительно) на электронную почту sci21@mail.ru (контактное лицо – Леснов Алексей Владимирович, тел. +79093013453).

_____Подведение итогов Конкурса состоится 9-11 июня 2025 года.

_____Результаты Конкурса будут опубликованы на официальном сайте научно-образовательного центра      https://sci-idea.ru/ (на главной странице в разделе "Актуально") 13 июня 2025 года.

_____По итогам конкурса определяются победители (I место), призёры  (II место и III место). По решению жюри призовое место может быть присуждено одновременно двум участникам. По решению жюри отдельным участникам, не занявшим призовые места, может быть присуждена специальная номинация.

_____Каждый участник за каждую представленную им работу награждается дипломом, руководителю за каждую работу, подготовленную под его руководством, вручается благодарность.

_____Дипломы и благодарности в электронном цветном варианте (скан-образы) направляются на электронную почту, указанную в заявке на участие в Конкурсе.

_____Контактные данные: sci21@mail.ru (Леснов Алексей Владимирович, тел. +79093013453).

_____Скачать Положение о Конкурсе.

_____Примечание: из суммы организационных взносов будет осуществлена оплата работы жюри, работ по оформлению дипломов и благодарностей.

 

 

 

        БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

       

       

        ФАКУЛЬТЕТ ГЕОГРАФИИ И ГЕОИНФОРМАТИКИ

_____IV Международная научная конференция

_____"Проблемы региональной геологии Восточно-Европейской платформы и сопредельных территорий"

         Дата проведения: 30 сентября – 3 октября 2025 года

         Регистрация - до 31 мая 2025 года

         Информационное письмо

  

        ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

_____Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.

         Информационное письмо

 

_____V Международная научная конференция «Русская и белорусская литературы рубежа XX–XXI веков»

_____Место проведения конференции: Белорусский государственный университет, филологический факультет.

_____Дата проведения конференции: 9‒10 октября 2025 года.

_____Рабочие языки конференции: белорусский, русский.

_____Срок подачи заявок: до 15 июня 2025 года. Заявки направляются на электронную почту  ruslit@bsu.by

         Информационное письмо

 

         ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

         26-27 июня 2025 г. 

         V Международная научно-практическая конференция 

         «Проблемы современного востоковедения» 
         Прием материалов и регистрация — до 20.04.2025 г.

         Информационное письмо 

 

         ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

_____11-й Международный конгресс по информатике: информационные системы и технологии (CSIST'2025), Беларусь, Минск, 29-31 октября 2025 года

_____Регистрация участников (со 2 апреля 2025 года) и представление текстов докладов - до 10 сентября 2025 г.

         Информационное письмо


       

         ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА

 

_____Международная научно-практическая конференция

_____«Региональная ономастика: проблемы и перспективы исследования»

_____Дата проведения: 16-17 мая 2025 г.

_____Регистрация: до 15 апреля 2025 г.

         Информационное письмо

 

_____Международный научно-методический семинар

_____«Специфика языкового образования в различных коммуникативно-речевых средах»

_____Дата проведения: 19-20 мая 2025 г.

 

_____Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых

_____«XIX Машеровские чтения»

_____Дата проведения: октябрь 2025 г.

 

_____III Международная научно-практическая конференция

_____«Охрана и популяризация культурного наследия: мировой и отечественный опыт»

_____Дата проведения: октябрь 2025 г.

 

 

 

          ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ

 

_____VI Международная научно-практическая конференция

_____«ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ»

_____Дата проведения: 22-23 мая 2025 г.

_____Регистрация и приём материалов: до 15 апреля 2025 г.

         Информационное письмо

 

_____II Международная научно-практическая конференция молодых учёных

_____«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И НАУК О ЗЕМЛЕ»

_____Дата проведения: 26 сентября 2025 г.

_____Приём материалов: до 31 мая 2025 г.

         Информационное письмо

 

_____IX МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

_____"ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ"
_____(ICCT-2025)

_____Дата проведения: 7-11 октября 2025 г.

_____Срок подачи тезисов: 1 июня 2025 г.

_____Срок подачи полных версий статей: 1 августа 2025 г.

 

_____III (ХVI) Международная научно-практическая конференция

_____«Методологические, теоретические и практические аспекты физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

_____Дата проведения: 9-10 октября 2025 г.

_____Регистрация: до 29 августа 2025 г.

         Информационное письмо

 

 

          Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.

_____Приказ Минпросвещения России от 5 ноября 2024 года № 769
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий"

 

      Минобрнауки России:

Целевое обучение в организациях высшего образования

Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

_____Рособрнадзор: 

         ГИА-11

         ГИА-9

 

_____Федеральный институт педагогических измерений:

_____Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

_____Основной государственный экзамен (ОГЭ)

_____Государственный выпускной экзамен (ГВЭ-9)

 

_____Обучающие мероприятия для родителей 

         База знаний "Я-родитель"

 

_____Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

         ученые-исследователи.рф

 

_____Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

         https://gossluzhba.gov.ru/

 

_____Предлагаем принять участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов, в том числе проектов, касающихся сферы образования и науки на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов

 

 

 

____Приглашаем к обсуждению проектов приказов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

 

_____"Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также перечня учебных предметов, по которым проводятся всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2025/2026 учебном году"

 

_____"Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)    
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

от 24 февраля 2021 года № 118

"Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)

"Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 октября 2013 года № 1199

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Отчёты о деятельности Министерства просвещения Российской Федерации

 

Публичная декларация целей и задач Министерства просвещения Российской Федерации

 

План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и отчёты о его исполнении 

 

Публичная декларация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и отчёты о её исполнении

 

Планы и отчёты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Статистические издания Федеральной службы государственной статистики

 

Статистические сборники Высшей школы экономики