Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Восьмого июня в ООН отмечают Всемирный день океанов, призванный привлечь внимание к необходимости защиты Мирового океана. Парадоксальным образом человечество, выживание которого целиком зависит от благополучия океанских экосистем, на сегодняшний день является главным и злейшим врагом океана, бездумно уничтожающим его ресурсы.

Человек и океан жили в мире в течение многих тысячелетий. Отсутствие технологий не позволяло людям расхищать морские богатства в нынешних, промышленных масштабах, да и известно о том, что кроется под толщей воды, было крайне мало.  


История изучения Мирового океана

Очертания океанов, континентов, архипелагов и отдельных островов были впервые изучены в эпоху Великих географических открытий (XV–XVIII века). Кругосветное путешествие Фернана Магеллана и экспедиции Джеймса Кука позволили европейцам получить представление о гигантских водных пространствах, окружающих материки. Тогда же были созданы первые достоверные карты мира. Однако глубины океана оставались изучены крайне слабо – вплоть до XIX века представления о том, как далеко от поверхности находится дно Мирового океана, были весьма туманными. 

Интенсивное изучение океанских глубин началось во второй половине XX века. Но и сегодня на карту нанесено лишь 20 процентов территории дна Мирового океана. В ЮНЕСКО обещают, что к 2030 году этот показатель будет увеличен до 80 процентов. 


Океаномика 

Мировой океан покрывает более 70 процентов территории нашей планеты. Он производит около половины всего кислорода, и в нем сосредоточена большая часть биоразнообразия Земли. Водные ресурсы являются основным источником белка для более чем миллиарда жителей планеты. 

Мировой океан играет ключевую роль в глобальной экономике. По оценкам, к 2030 году в отраслях, связанных с океаном, будут заняты 40 миллионов человек. Экономика океана ежегодно приносит более 1,5 триллиона долларов.

В ближайшие 25 лет в мире появится еще два миллиарда человек, что увеличит нагрузку на существующие запасы продовольствия на суше и в океане. Морские продукты питания являются одним из основных источников продовольствия на Земле: ежегодно мы используем более 180 миллионов тонн рыбы и примерно 36 миллионов тонн водорослей. Сектор рыболовства и аквакультуры продолжает стремительно развиваться. 


Углерод и пластик

Океан поглощает огромные объемы углерода, которые, по прогнозам, приведут к увеличению его закисления более чем на 100 процентов к концу столетия. Адаптация и смягчение последствий этого процесса требуют активных действий на международном и национальном уровнях.

Эвтрофикация – избыток питательных веществ в океане – также продолжает увеличиваться. Существует необходимость в более точной количественной оценке доминирующих источников азота и фосфора во всех крупных морских экосистемах, чтобы разработать стратегию по их сокращению.

С 1990-х годов в океане значительно увеличилось количество пластика. Объемы пластикового мусора растут все более быстрыми темпами. Глобальные механизмы отслеживания масштабов и географии распределения питательных веществ и пластикового загрязнения в океанах необходимы для поддержки стратегий смягчения последствий климатических изменений и адаптации.


Поиск баланса

Сейчас океан остро нуждается в человеческой поддержке. 90 процентов популяций крупной рыбы истощены, половина всех коралловых рифов уничтожена – мы забираем у океана больше, чем он может восполнить. 

Прибрежные регионы, где проживает 40 процентов населения планеты, и 12 из 15-и крупнейших городов мира сталкиваются сейчас с новыми проблемами. Районы с обширным доступом к воде, живописными пейзажами и значительным экономическим потенциалом находятся под давлением интенсивной человеческой деятельности и тройного планетарного кризиса – загрязнения, потери биоразнообразия и изменения климата, в результате чего лишь 15 процентов береговых линий сохранились в своем естественном состоянии. 

В наши дни совершенно очевидно, что человечество должно совместными усилиями разработать новый подход к поддержанию баланса в своих взаимоотношениях с океаном. Океанские экосистемы имеют решающее значение для достижения Глобальной рамочной программы ООН по биоразнообразию и всех Целей в области устойчивого развития. Океан поглощает более 90 процентов избыточного тепла и 30 процентов антропогенных выбросов CO2.


«Достичь новых глубин»

Тема Всемирного дня океанов этого года – Awaken New Depths («Достичь новых глубин»). Спасти океан можно только усилиями всего человечества. Существующее отношение к океану необходимо менять, так как до сих пор, с арсеналом имеющихся у нас средств, мы так и не смогли приблизиться к решению его проблем. Чтобы придать мощный импульс усилиям по спасению океана, необходимо достичь новых глубин.

В этом году, 7 июня, Организация Объединенных Наций организует празднование Всемирного дня океанов в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Ежегодное мероприятие подготовлено Отделом по вопросам океана и морскому праву Управления по правовым вопросам ООН в партнерстве с некоммерческой организацией Oceanic Global.


© Unsplash/Ш. Шамун: Мировой океан покрывает более 70 процентов территории нашей планеты.

https://news.un.org

Уважаемые коллеги!

           В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:

        Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479,                      Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.

           Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru

 

АКТУАЛЬНО

 

     17−19 декабря 2024 года

     Белорусский государственный университет

     Пятая международная научная конференция

     «Математическое моделирование и дифференциальные уравнения»,

     посвященная столетию со дня рождения Е.А. Иванова и Н.И. Бриша 

 

      11 декабря 2024 г.

      Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Республика Беларусь)

      Международный круглый стол «Психология: рефлексия настоящего в контексте будущего»

         

      Минобранауки России:

      Целевое обучение в организациях высшего образования

      Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

      Федеральный институт педагогических измерений:

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года

    методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года

      итоговое собеседование

      видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ

 

        Обучающие мероприятия для родителей 

        База знаний "Я-родитель"

 

   Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

        ученые-исследователи.рф

 

      Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

        https://gossluzhba.gov.ru/

 

       Обсуждение проектов нормативных правовых актов

     Проект "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета"

 

      Проект "О внесении изменений в порядок проведения экспертной оценки предварительных отчетов о реализации исследовательских программ (проектов) в рамках предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 10 января 2022 г. № 14"

 

    Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

    Проект совместного приказа Минпросвещения России и Рособрнадзора "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году"

 

     Проект прииказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.13 Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта"

 

      Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.11 Разработка и управление программным обеспечением"

 

    Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации  от 6 апреля 2023 г. № 240"

 

 

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Уточнённый годовой отчёт Министерства просвещения Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2023 год

 

Доклад об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год

 

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019–2024 годы, утвержденного 11.03.2019, и прилагаемого к нему Плана-графика мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования за 2023 год

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Российский статистический ежегодник. 2023

Раздел. Образование

Раздел. Наука и инновации

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

Образование в цифрах. 2023

Наука. Технологии. Инновации. 2024

Индикаторы инновационной деятельности. 2024

Индикаторы образования. 2024

Индикаторы науки. 2024