Восьмого июня в ООН отмечают Всемирный день океанов, призванный привлечь внимание к необходимости защиты Мирового океана. Парадоксальным образом человечество, выживание которого целиком зависит от благополучия океанских экосистем, на сегодняшний день является главным и злейшим врагом океана, бездумно уничтожающим его ресурсы.
Человек и океан жили в мире в течение многих тысячелетий. Отсутствие технологий не позволяло людям расхищать морские богатства в нынешних, промышленных масштабах, да и известно о том, что кроется под толщей воды, было крайне мало.
История изучения Мирового океана
Очертания океанов, континентов, архипелагов и отдельных островов были впервые изучены в эпоху Великих географических открытий (XV–XVIII века). Кругосветное путешествие Фернана Магеллана и экспедиции Джеймса Кука позволили европейцам получить представление о гигантских водных пространствах, окружающих материки. Тогда же были созданы первые достоверные карты мира. Однако глубины океана оставались изучены крайне слабо – вплоть до XIX века представления о том, как далеко от поверхности находится дно Мирового океана, были весьма туманными.
Интенсивное изучение океанских глубин началось во второй половине XX века. Но и сегодня на карту нанесено лишь 20 процентов территории дна Мирового океана. В ЮНЕСКО обещают, что к 2030 году этот показатель будет увеличен до 80 процентов.
Океаномика
Мировой океан покрывает более 70 процентов территории нашей планеты. Он производит около половины всего кислорода, и в нем сосредоточена большая часть биоразнообразия Земли. Водные ресурсы являются основным источником белка для более чем миллиарда жителей планеты.
Мировой океан играет ключевую роль в глобальной экономике. По оценкам, к 2030 году в отраслях, связанных с океаном, будут заняты 40 миллионов человек. Экономика океана ежегодно приносит более 1,5 триллиона долларов.
В ближайшие 25 лет в мире появится еще два миллиарда человек, что увеличит нагрузку на существующие запасы продовольствия на суше и в океане. Морские продукты питания являются одним из основных источников продовольствия на Земле: ежегодно мы используем более 180 миллионов тонн рыбы и примерно 36 миллионов тонн водорослей. Сектор рыболовства и аквакультуры продолжает стремительно развиваться.
Углерод и пластик
Океан поглощает огромные объемы углерода, которые, по прогнозам, приведут к увеличению его закисления более чем на 100 процентов к концу столетия. Адаптация и смягчение последствий этого процесса требуют активных действий на международном и национальном уровнях.
Эвтрофикация – избыток питательных веществ в океане – также продолжает увеличиваться. Существует необходимость в более точной количественной оценке доминирующих источников азота и фосфора во всех крупных морских экосистемах, чтобы разработать стратегию по их сокращению.
С 1990-х годов в океане значительно увеличилось количество пластика. Объемы пластикового мусора растут все более быстрыми темпами. Глобальные механизмы отслеживания масштабов и географии распределения питательных веществ и пластикового загрязнения в океанах необходимы для поддержки стратегий смягчения последствий климатических изменений и адаптации.
Поиск баланса
Сейчас океан остро нуждается в человеческой поддержке. 90 процентов популяций крупной рыбы истощены, половина всех коралловых рифов уничтожена – мы забираем у океана больше, чем он может восполнить.
Прибрежные регионы, где проживает 40 процентов населения планеты, и 12 из 15-и крупнейших городов мира сталкиваются сейчас с новыми проблемами. Районы с обширным доступом к воде, живописными пейзажами и значительным экономическим потенциалом находятся под давлением интенсивной человеческой деятельности и тройного планетарного кризиса – загрязнения, потери биоразнообразия и изменения климата, в результате чего лишь 15 процентов береговых линий сохранились в своем естественном состоянии.
В наши дни совершенно очевидно, что человечество должно совместными усилиями разработать новый подход к поддержанию баланса в своих взаимоотношениях с океаном. Океанские экосистемы имеют решающее значение для достижения Глобальной рамочной программы ООН по биоразнообразию и всех Целей в области устойчивого развития. Океан поглощает более 90 процентов избыточного тепла и 30 процентов антропогенных выбросов CO2.
«Достичь новых глубин»
Тема Всемирного дня океанов этого года – Awaken New Depths («Достичь новых глубин»). Спасти океан можно только усилиями всего человечества. Существующее отношение к океану необходимо менять, так как до сих пор, с арсеналом имеющихся у нас средств, мы так и не смогли приблизиться к решению его проблем. Чтобы придать мощный импульс усилиям по спасению океана, необходимо достичь новых глубин.
В этом году, 7 июня, Организация Объединенных Наций организует празднование Всемирного дня океанов в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Ежегодное мероприятие подготовлено Отделом по вопросам океана и морскому праву Управления по правовым вопросам ООН в партнерстве с некоммерческой организацией Oceanic Global.
© Unsplash/Ш. Шамун: Мировой океан покрывает более 70 процентов территории нашей планеты.
Рекомендуем посетить:
Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)
Десятилетие науки и технологий
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Уважаемые коллеги!
В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:
Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.
Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
17−19 декабря 2024 года
Белорусский государственный университет
Пятая международная научная конференция
«Математическое моделирование и дифференциальные уравнения»,
посвященная столетию со дня рождения Е.А. Иванова и Н.И. Бриша
11 декабря 2024 г.
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Республика Беларусь)
Международный круглый стол «Психология: рефлексия настоящего в контексте будущего»
Целевое обучение в организациях высшего образования
Молодые ученые (достижения и поддержка)
Федеральный институт педагогических измерений:
видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ
Обучающие мероприятия для родителей
Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников
Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)
Обсуждение проектов нормативных правовых актов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА
Российский статистический ежегодник. 2023
Статистические сборники Высшей школы экономики
Наука. Технологии. Инновации. 2024
Индикаторы инновационной деятельности. 2024