Восьмого июня в ООН отмечают Всемирный день океанов, призванный привлечь внимание к необходимости защиты Мирового океана. Парадоксальным образом человечество, выживание которого целиком зависит от благополучия океанских экосистем, на сегодняшний день является главным и злейшим врагом океана, бездумно уничтожающим его ресурсы.
Человек и океан жили в мире в течение многих тысячелетий. Отсутствие технологий не позволяло людям расхищать морские богатства в нынешних, промышленных масштабах, да и известно о том, что кроется под толщей воды, было крайне мало.
История изучения Мирового океана
Очертания океанов, континентов, архипелагов и отдельных островов были впервые изучены в эпоху Великих географических открытий (XV–XVIII века). Кругосветное путешествие Фернана Магеллана и экспедиции Джеймса Кука позволили европейцам получить представление о гигантских водных пространствах, окружающих материки. Тогда же были созданы первые достоверные карты мира. Однако глубины океана оставались изучены крайне слабо – вплоть до XIX века представления о том, как далеко от поверхности находится дно Мирового океана, были весьма туманными.
Интенсивное изучение океанских глубин началось во второй половине XX века. Но и сегодня на карту нанесено лишь 20 процентов территории дна Мирового океана. В ЮНЕСКО обещают, что к 2030 году этот показатель будет увеличен до 80 процентов.
Океаномика
Мировой океан покрывает более 70 процентов территории нашей планеты. Он производит около половины всего кислорода, и в нем сосредоточена большая часть биоразнообразия Земли. Водные ресурсы являются основным источником белка для более чем миллиарда жителей планеты.
Мировой океан играет ключевую роль в глобальной экономике. По оценкам, к 2030 году в отраслях, связанных с океаном, будут заняты 40 миллионов человек. Экономика океана ежегодно приносит более 1,5 триллиона долларов.
В ближайшие 25 лет в мире появится еще два миллиарда человек, что увеличит нагрузку на существующие запасы продовольствия на суше и в океане. Морские продукты питания являются одним из основных источников продовольствия на Земле: ежегодно мы используем более 180 миллионов тонн рыбы и примерно 36 миллионов тонн водорослей. Сектор рыболовства и аквакультуры продолжает стремительно развиваться.
Углерод и пластик
Океан поглощает огромные объемы углерода, которые, по прогнозам, приведут к увеличению его закисления более чем на 100 процентов к концу столетия. Адаптация и смягчение последствий этого процесса требуют активных действий на международном и национальном уровнях.
Эвтрофикация – избыток питательных веществ в океане – также продолжает увеличиваться. Существует необходимость в более точной количественной оценке доминирующих источников азота и фосфора во всех крупных морских экосистемах, чтобы разработать стратегию по их сокращению.
С 1990-х годов в океане значительно увеличилось количество пластика. Объемы пластикового мусора растут все более быстрыми темпами. Глобальные механизмы отслеживания масштабов и географии распределения питательных веществ и пластикового загрязнения в океанах необходимы для поддержки стратегий смягчения последствий климатических изменений и адаптации.
Поиск баланса
Сейчас океан остро нуждается в человеческой поддержке. 90 процентов популяций крупной рыбы истощены, половина всех коралловых рифов уничтожена – мы забираем у океана больше, чем он может восполнить.
Прибрежные регионы, где проживает 40 процентов населения планеты, и 12 из 15-и крупнейших городов мира сталкиваются сейчас с новыми проблемами. Районы с обширным доступом к воде, живописными пейзажами и значительным экономическим потенциалом находятся под давлением интенсивной человеческой деятельности и тройного планетарного кризиса – загрязнения, потери биоразнообразия и изменения климата, в результате чего лишь 15 процентов береговых линий сохранились в своем естественном состоянии.
В наши дни совершенно очевидно, что человечество должно совместными усилиями разработать новый подход к поддержанию баланса в своих взаимоотношениях с океаном. Океанские экосистемы имеют решающее значение для достижения Глобальной рамочной программы ООН по биоразнообразию и всех Целей в области устойчивого развития. Океан поглощает более 90 процентов избыточного тепла и 30 процентов антропогенных выбросов CO2.
«Достичь новых глубин»
Тема Всемирного дня океанов этого года – Awaken New Depths («Достичь новых глубин»). Спасти океан можно только усилиями всего человечества. Существующее отношение к океану необходимо менять, так как до сих пор, с арсеналом имеющихся у нас средств, мы так и не смогли приблизиться к решению его проблем. Чтобы придать мощный импульс усилиям по спасению океана, необходимо достичь новых глубин.
В этом году, 7 июня, Организация Объединенных Наций организует празднование Всемирного дня океанов в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Ежегодное мероприятие подготовлено Отделом по вопросам океана и морскому праву Управления по правовым вопросам ООН в партнерстве с некоммерческой организацией Oceanic Global.
© Unsplash/Ш. Шамун: Мировой океан покрывает более 70 процентов территории нашей планеты.
Рекомендуем посетить:
Десятилетие науки и технологий
Русское географическое общество
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Уважаемые коллеги!
В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:
Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.
Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет приглашает принять участие в VII Международной научно-практической конференции «ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ».
Срок проведения – 28 февраля 2025 г.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.
Русское географическое общество объявляет о старте всероссийского туристско-краеведческого конкурса «Лучший наставник по путешествиям». Его цель — выявить и поощрить лучшие практики туристско-краеведческой деятельности педагогических работников образовательных организаций, способствовать развитию и популяризации внутреннего туризма, природных маршрутов и туристических объектов России.
Конкурс реализуется среди педагогических работников образовательных организаций, участвующих в организации и реализации туристско-краеведческой деятельности в детской и молодежной среде.
Регистрация на сайте конкурса, фотоотчет участников о проведенном туристском мероприятии в 2023/2024 учебном году. Сроки: декабрь 2024 года – январь 2025 года.
Подробности конкурса и форма для заявки на участие — на специальном сайте «Лучший наставник по путешествиям».
Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.
Целевое обучение в организациях высшего образования
Молодые ученые (достижения и поддержка)
Федеральный институт педагогических измерений:
видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ
Обучающие мероприятия для родителей
Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников
Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)
Обсуждение проектов нормативных правовых актов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 февраля 2021 года № 118
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2013 года № 1199
"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА
Российский статистический ежегодник. 2023
Статистические сборники Высшей школы экономики
Наука. Технологии. Инновации. 2024
Индикаторы инновационной деятельности. 2024