Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Ученые Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра РАН (СПб ФИЦ РАН) запустили новое междисциплинарное научное направление - аэролимнологию. В его рамках исследователи предлагают подход для изучения внутренних водоемов (например, озер и водохранилищ), в котором комплексно соединены классические методы лимнологии, способы сбора информации с помощью беспилотников и сенсорных систем, а также обработка больших массивов данных на основе технологий искусственного интеллекта. Информация, получаемая с использованием методов аэролимнологии, может применяться, в частности, для изучения донных ландшафтов, водных организмов (например, таких как ладожская кольчатая нерпа или гидробионты) и для поиска полезных ископаемых в труднодоступных местах акваторий. Концепция нового исследовательского направления изложена в научном журнале Informatics and Automation.

Вода покрывает около 70% поверхности Земли, кроме того, она играет важнейшую роль в функционировании общества, являясь источником водоснабжения, орошения и обводнения территорий, обеспечения работы промышленности. Пресная вода является одним из ценнейших ресурсов человечества. Прочие минеральные и биологические ресурсы, которые содержатся в пресноводных водоемах, могут представлять большой интерес для науки и экономики. По геофизическим данным, в акватории водоемов могут прослеживаться рудоносные структуры, перспективные на выявление новых месторождений полезных ископаемых, что имеет стратегическую значимость для развития добывающей промышленности.

За долгие годы изучения водоемов сложилось несколько дисциплин (лимнология, гидрология, геоморфология дна и др.) и подходов к мониторингу экологического состояния водных объектов, которые для повышения эффективности решения конкретных задач привлекают методы, подходы и технические решения из более молодых научных направлений, таких как, например, аэрология или технологии искусственного интеллекта. Однако комплексных концепций, связывающих воедино методы классической лимнологии и последние достижения в сферах применения конкретно беспилотных летательных средств (БПЛА) и автоматизированных систем для сбора и обработки большого массива данных, ранее не существовало.

«Изучение водоемов, которое ведется в нашем центре в последние годы, показывает, что для перехода этих исследований на качественно новый уровень требуется обновление методик и подходов в междисциплинарном ключе. В ответ мы разработали новое научное направление – аэролимнологию. Его задача – проведение исследований на стыке лимнологии (всего спектра классических методов изучения водоемов), робототехники – применения сенсорных систем для анализа водных объектов, БПЛА для получения информации при проведении съемки и замеров с воздуха, а также технологий искусственного интеллекта для оперативного решения задач при обработке большого объема информации», – рассказывает кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории гидробиологии ИНОЗ РАН – СПб ФИЦ РАН Дина Сергеевна Дудакова.  

Для сбора большого количества информации в автоматическом режиме исследователи предлагают использовать созданные в СПб ФИЦ РАН комплексы, состоящие из беспилотных летательных аппаратов с полезной нагрузкой, средств для их доставки к водоему, средств обеспечения функционирования. Полезная нагрузка может включать различные сенсоры: видеокамеры высокого разрешения, мультиспектральные и инфракрасные камеры, тепловизоры, спектрометры и магнитометры. Заверка и детализация полученных данных в придонной части возможны с применением созданного в ИНОЗ РАН – СПб ФИЦ РАН беспилотного подводного аппарата «Лимноскаут», обеспеченного аналогичными сенсорами.

Собранная с помощью подобных роботов информация может быть обработана с применением систем искусственного интеллекта и визуализации данных. Таким образом, возможно не просто картирование водоемов, но и построение функциональных цифровых моделей (ортофотопланов) рельефа дна и прибрежной зоны, температурных режимов, геологических структур мелководья, в том числе потенциально рудоносных. Для работы с такими геоинформационными системами в СПб ФИЦ РАН создали «Северо-Западный центр мониторинга и прогнозирования развития территорий», который работает в формате центра коллективного пользования. Так, с его помощью ученые уже разработали карты типизации берегов и геоморфологии Ладожского озера, которое является одним из важнейших водоемов Северо-Запада России.

Методы аэролимнологии также позволяют с высокой точностью отслеживать распределение и миграцию водной флоры и фауны, в частности, «цветение» сине-зеленых водорослей, вызывающих серьезные экологические проблемы и ухудшение качества воды. Кроме того, цифровая модель любого водоема может учитывать сведения о связанных с ним исторических событиях, информацию об антропогенном заселении различных прибрежных территорий и того, как это повлияло на состояние акватории.

«Аэролимнология представляет огромный интерес для гидробиологов, геологов, геофизиков, геоморфологов и многих специалистов многих других направлений. Одновременный сбор данных при аэросъемке акватории и прибрежных территорий, автоматизированная обработка больших объемов информации позволяют реализовать комплексный, более точный и эффективный подход к лимнологическим исследованиям и находить новые знания на стыке различных научных дисциплин», – рассказывает доктор географических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории географии и гидрологии Владимир Михайлович Анохин.

В следующий полевой сезон планируется проведение масштабных работ на Ладожском озере – крупнейшем из европейских великих озер - в рамках развития аэролимнологии с использованием БПЛА, созданных в СПб ФИЦ РАН. В процессе проведения этих работ будут разрабатываться методические подходы использования технологий искусственного интеллекта для обработки полученных комплексных данных о состоянии водоема.

ФОТО - Цифровая геоморфологическая карта Ладожского озера

Информация и фото предоставлены пресс-службой СПб ФИЦ РАН

Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/), разместила Ирина Усик

Уважаемые коллеги!

           В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:

        Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479,                      Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.

           Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru

 

АКТУАЛЬНО

 

    Научно-образовательный центр принимает предложения по совершенствованию образования и научной деятельности в России для направления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации, а также для размещения на портале "Российская общественная инициатива". 

             Предложения принимаются в свободной форме на электронную почту sci-idea@mail.ru.

 

       

        БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

       

        ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

        3‑4 апреля 2025 года

        VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

        «БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ЭКОНОМИКА»

        Сроки подачи заявок и материалов докладов: до 25 марта 2025 г.

        Информационное письмо

      

        ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

      Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.

         Информационное письмо

 

         ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

         26-27 июня 2025 г. 

         V Международная научно-практическая конференция 

         «Проблемы современного востоковедения» 
         Прием материалов и регистрация — до 20.04.2025 г.

         Информационное письмо 


       

         ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА

 

XIII Международная научно-практическая конференция «Молодость. Интеллект. Инициатива»

Дата проведения: 25 апреля 2025 г.

 

VIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы источниковедения»

Дата проведения: 24-26 апреля 2025 г.

 

Международная научно-практическая конференция «Региональная ономастика: проблемы и перспективы исследования»

Дата проведения: 16-17 мая 2025 г.

 

Международный научно-методический семинар «Специфика языкового образования в различных коммуникативно-речевых средах»

Дата проведения: 19-20 мая 2025 г.

 

 

          Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.

          Приказ Минпросвещения России от 5 ноября 2024 года № 769
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий"

 

      Минобрнауки России:

      Целевое обучение в организациях высшего образования

      Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

      Федеральный институт педагогических измерений:

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года

    методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года

      итоговое собеседование

      видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ

 

        Обучающие мероприятия для родителей 

        База знаний "Я-родитель"

 

   Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

        ученые-исследователи.рф

 

      Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

        https://gossluzhba.gov.ru/

 

       Обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере образования и науки

   

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. № 678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"

 

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6 апреля 2023 г. № 240"

 

Проект приказа Минпросвещения России "Об установлении квот на стипендии Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, на 2025/26 учебный год"

 

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"

 

Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы"

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)    
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

от 24 февраля 2021 года № 118

"Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)

"Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 октября 2013 года № 1199

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Уточнённый годовой отчёт Министерства просвещения Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2023 год

 

Доклад об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год

 

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019–2024 годы, утвержденного 11.03.2019, и прилагаемого к нему Плана-графика мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования за 2023 год

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Российский статистический ежегодник. 2023

Раздел. Образование

Раздел. Наука и инновации

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

Образование в цифрах. 2023

Наука. Технологии. Инновации. 2024

Индикаторы инновационной деятельности. 2024

Индикаторы образования. 2024

Индикаторы науки. 2024