Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Может ли протез стать полноценной заменой потерянных конечностей? Ученые уже научились создавать протезы с двигающимися пальцами и возможностью хватать предметы, но почувствовать обратную связь от прикосновения ― задача совсем другого порядка. Подобными исследованиями в мире занимаются всего несколько научных групп, и одна из них находится в России, в технопарке «Сколково». Команда «Научной России» побывала в компании «Моторика», где проводят инвазивные исследования по очувствлению бионических протезов и купированию фантомных болей. Подробнее ― в нашем материале!

Ученые проводят свои исследования совместно с коллегами из Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Сколтеха. С помощью новых бионических протезов рук испытуемые уже могут различать жесткость и размер предметов. Ощущения передаются от предмета к протезу и затем к человеку с помощью электростимуляции нервной системы и отечественной нейромодуляционной платформы NEMO Sensitive. Технология основана на стимуляции периферической нервной системы через имплантированные электроды в конечности и спинной мозг пользователей. На текущий момент завершено уже три этапа клинических исследований, включающих в себя апробацию метода на добровольцах с разными уровнями травм рук и ног. В будущем планируется расширить выборку испытуемых, а также попробовать передать через протез новые ощущения — например, горячее или холодное.

Совместный проект стартовал в конце 2021 г., прежде чем команда была готова приступить к первому тестовому исследованию, говорят авторы проекта. Хирургические операции, реабилитацию пациентов и последующие исследования провели в Медицинском центре ДВФУ. Компания «Моторика» занималась подбором пациентов и предоставила технологическую поддержку проекта. Команда ученых из Сколтеха взяла на себя исследовательскую часть работ по проекту.


«В этом направлении работают всего несколько команд в мире, и на текущий момент готового продукта на рынке пока не существует. Большинство подобных исследований сосредоточены на считывании потенциалов с нервной системы. Мы же идем по другому пути ― по пути очувствления протезов с помощью нейростимуляции. Разница здесь заключается в том, что управление происходит с помощью считывания нейросигналов, а очувствление ― за счет стимуляции нервов. <…> Наша компания создает два вида протезов: тяговые (механические) и бионические. Тяговые полностью изготовлены из материалов отечественного производства, а бионические ― на 85–90%, за исключением электроники и микродвигателей», ― рассказал корреспонденту «Научной России» руководитель инвазивных исследований компании «Моторика» Юрий Александрович Матвиенко.

Сейчас команда готовится к четвертому этапу испытаний, где попробует улучшить детализацию различения объектов через протез руки, протестирует технологию на новых типах травм, а также изучит стабильность электродов в условиях длительного ношения протеза.

«Стать добровольцами (подать заявку на участие) могут люди от 18 лет с ампутацией на уровне кисти, предплечья и плеча. Важно наличие хронического болевого синдрома в результате ампутации верхней конечности», ― говорит Юрий Александрович Матвиенко.


Для создания протезов используют 3D-печать, графеновый силикон (для работы с сенсорными экранами), интернет вещей, smart-функции (бесконтактную оплату, мобильную связь, систему удаленного мониторинга) и управление на основе искусственного интеллекта. Над оформлением каждой руки работает собственная дизайн-студия.

Своим пользовательским опытом с корреспондентом «Научной России» поделился менеджер клиентского сервиса и амбассадор «Моторики» Максим Юрьевич Емец. После взрыва пиротехники в 2004 г. наш собеседник лишился нескольких пальцев, и сегодня бионическая рука заменяет ему настоящую, позволяя даже играть на гитаре.

«Я использую протез уже полгода и не ощущаю его как какое-то инородное тело, но в то же время не могу сказать, что чувствую его как свою настоящую руку. Протез запрограммирован на восемь жестов и управляется сжатием и разжатием кулака (к этому привыкаешь довольно быстро), позволяя вернуть утраченную функцию схвата. С помощью него человек, у которого нет руки или пальцев, может брать какие-то предметы, переносить их и т.д. Один из наших пользователей, например, с помощью двух таких протезов, как у меня, сделал полный ремонт в квартире. Другой наш клиент, используя протез, разгребал зимой снег лопатой. Сам я был приятно удивлен, когда с помощью протеза смог взять одной рукой большой кочан капусты», ― рассказал Максим Емец.


В дальнейших планах «Моторики» ― разработка собственных нейростимуляторов электродов, которые позволят не только создавать протезы с обратной связью, но и встраивать в них систему управления. В этой области уже начата работа со Сколтехом, МГУ им. М.В. Ломоносова, ДВФУ и Самарским государственным университетом.

«В исследовании очувствления протезов нам помогает известный нейробиолог профессор Михаил Альбертович Лебедев, а в управлении протезами и создании различных нейромодуляционных эффектов ― не менее известный нейробиолог, профессор МГУ Александр Яковлевич Каплан», ― рассказал Ю.А. Матвиенко.

Управление протезом должно происходить на интуитивном уровне, но существующие методики не всегда дают нужный эффект, поэтому сейчас ученые проводят пилотное тестирование новой реабилитационной платформы на базе виртуальной реальности. Для реабилитации пользователей также используется обучающая онлайн-платформа.

Компания работает с частными лицами, государственными и частными протезными предприятиями, сотрудничает c Фондом социального страхования, Министерством труда и социальной защиты РФ. За последние семь лет здесь было создано почти 6 тыс. протезов для людей с врожденными особенностями и ампутациями на уровне кисти и предплечья. Одним из главных вызовов современного протезирования остается обратная связь, отвечающая за передачу тактильных ощущений от предмета к протезу ― и к человеку. Поэтому в ближайшие годы основное внимание ученых будет по-прежнему сосредоточено на решении этой проблемы.


Источник фото: Елена Либрик / «Научная Россия» (на фото менеджер клиентского сервиса и амбассадор «Моторики» Максим Юрьевич Емец)

Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Уважаемые коллеги!

           В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:

        Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479,                      Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.

           Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru

 

АКТУАЛЬНО

 

        БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Экономический факультет приглашает принять участие в VII Международной научно-практической конференции «ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ». 

        Срок проведения – 28 февраля 2025 г.

        Информационное письмо

 

        БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

        ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

      Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.

         Информационное письмо

     

 

   Русское географическое общество объявляет о старте всероссийского туристско-краеведческого конкурса «Лучший наставник по путешествиям». Его цель — выявить и поощрить лучшие практики туристско-краеведческой деятельности педагогических работников образовательных организаций, способствовать развитию и популяризации внутреннего туризма, природных маршрутов и туристических объектов России.

     Конкурс реализуется среди педагогических работников образовательных организаций, участвующих в организации и реализации туристско-краеведческой деятельности в детской и молодежной среде.

    Регистрация на сайте конкурса, фотоотчет участников о проведенном туристском мероприятии в 2023/2024 учебном году. Сроки: декабрь 2024 года – январь 2025 года.

         Подробности конкурса и форма для заявки на участие — на специальном сайте «Лучший наставник по путешествиям».

 

          Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.

          Приказ Минпросвещения России от 5 ноября 2024 года № 769
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий"

 

      Минобрнауки России:

      Целевое обучение в организациях высшего образования

      Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

      Федеральный институт педагогических измерений:

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года

    методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года

      итоговое собеседование

      видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ

 

        Обучающие мероприятия для родителей 

        База знаний "Я-родитель"

 

   Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

        ученые-исследователи.рф

 

      Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

        https://gossluzhba.gov.ru/

 

       Обсуждение проектов нормативных правовых актов

     Проект "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета"

 

      Проект "О внесении изменений в порядок проведения экспертной оценки предварительных отчетов о реализации исследовательских программ (проектов) в рамках предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 10 января 2022 г. № 14"

 

    Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

    Проект совместного приказа Минпросвещения России и Рособрнадзора "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году"

 

     Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.13 Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта"

 

      Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.11 Разработка и управление программным обеспечением"

 

    Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации  от 6 апреля 2023 г. № 240"

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)    
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

от 24 февраля 2021 года № 118

"Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)

"Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 октября 2013 года № 1199

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Уточнённый годовой отчёт Министерства просвещения Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2023 год

 

Доклад об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год

 

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019–2024 годы, утвержденного 11.03.2019, и прилагаемого к нему Плана-графика мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования за 2023 год

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Российский статистический ежегодник. 2023

Раздел. Образование

Раздел. Наука и инновации

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

Образование в цифрах. 2023

Наука. Технологии. Инновации. 2024

Индикаторы инновационной деятельности. 2024

Индикаторы образования. 2024

Индикаторы науки. 2024