Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Подготовка профессиональных кадров всегда была и остается приоритетной задачей для транспортной отрасли России.

В транспортной сфере работают 19 профильных университетов и их многочисленные филиалы по всей стране. Сегодня в них обучаются более 250 тысяч студентов и курсантов.

Российский университет транспорта — ведущий транспортный вуз страны, подведомственный Министерству транспорта Российской Федерации. О том, как готовят кадры будущего, в интервью газете «Транспорт России» рассказал ректор РУТ Александр КЛИМОВ.


— Александр Алексеевич, какие ключевые изменения произошли в вузе за последние годы?
— Миссия Российского университета транспорта — подготовка специалистов для устойчивой работы и развития транспортной отрасли. Наша цель — создать в 2035 году университет, который готовит специалистов по всем видам транспорта, ведет исследования и инженерные разработки по перспективным направлениям отрасли. За последние годы мы смогли расширить спектр реализуемых образовательных направлений. Открыли подготовку специалистов для сферы дорожного хозяйства, морского и речного флота, гражданской авиации.
Всегда работаем в тесной связи с Министерством транспорта Российской Федерации, профильными агентствами и ключевыми компаниями. Сегодня только вместе можно добиться результата, который позволит реализовать крупнейшие транспортные проекты страны, такие как создание высокоскоростного железнодорожного движения или развитие беспилотной авиации.

— Влияют ли современные транспортные вызовы на развитие образования в университете?
— Наш университет всегда был интегрирован в решение задач, стоящих перед транспортными ведомствами страны. Создание Московского инженерного училища (так назывался наш вуз в момент создания) было связано с нехваткой инженеров–железнодорожников, которая особенно ощущалась с началом строительства Великого Сибирского пути. Поэтому Министерство путей сообщения внесло в правительство предложение о создании второго в стране высшего учебного заведения, которое готовило бы инженеров для нужд ведомства. С тех пор все, что мы делаем, неразрывно связано с актуальными вызовами и направлениями работы транспортной отрасли России. Сегодня важен баланс между актуальными ожиданиями компаний и компетенциями, которые не потеряют значение через много лет после выпуска. Нельзя сводить высшее образование к закрытию текущих разрывов в деятельности конкретных структурных подразделений организаций. Надо отдать должное нашим ведущим транспортным компаниям: они смотрят далеко вперед и понимают важность формирования «инженерного» мышления, широкой профессиональной эрудиции будущих специалистов в условиях экспоненциального роста технологий.
Необходимо научить студента правильно организовать рабочее время, эффективно заниматься самообучением, грамотно расставлять приоритеты, дисциплинировать себя.
Выпускники должны быть готовы к работе в многоязычной и поликультурной среде для участия в крупнейших международных проектах, таких как развитие транспортного коридора «Север — Юг». Эти форматы требуют понимания трендов глобальной транспортной системы. Поэтому мы реализуем совместные программы с университетами дружественных стран.
Прообраз будущего транспорта формируется здесь и сейчас. Через содержательные дискуссии, споры и проекты мы должны сформировать понимание, что будущее должно и будет формироваться благодаря нашим коллективным усилиям. Все, что происходит в стенах университета, должно быть ресурсом развития как для человека, так и для экономики страны.

— Как Российский университет транспорта определяет, на что делать упор в подготовке кадров на перспективу?
— Часто говорят, что есть разрыв между индустрией и университетами. Но для транспортной отрасли и профильных вузов это никогда не было массовой проблемой. Отраслевые университеты всегда были глубоко интегрированы в жизнь компаний. На мой взгляд, сложился правильный баланс: компании имеют современные представления о системе подготовки кадров, а вузы хорошо понимают тренды развития отрасли. Это позволяет нам разрабатывать новые образовательные программы с перспективой на 5–10 лет вперед. Чем сильнее университет интегрирован в реальную жизнь и в реализацию проектов по развитию отрасли, тем проще выстраивать контуры подготовки будущих специалистов.

— В университете реализована система непрерывного проектного обучения, где студенты пробуют решать проблемы промышленных партнеров. Что можно сказать о промежуточных результатах?
— Да, мы серьезно занимаемся развитием «проектного мышления» — универсальных инструментов структурирования проблем, формирования образа желаемого будущего и поиска эффективных инструментов его достижения.
Часто специалисты начинают придумывать новое, не разобравшись в том, какая сейчас ситуация, и в чем истинные проблемы реализации задуманного, не договорившись о едином понимании того, куда мы хотим двигаться и чего достичь.
Проектное обучение в Российском университете транспорта в первую очередь развивает определенную культуру мышления, когда студент должен сначала разобраться в сути проблемы или возможности, сформировать представление о конечном продукте и определить инструменты для реализации целей. На последнем этапе спрогнозировать, насколько проект эффективен и как будет трансформироваться в будущем. Важно понимать, как сегодняшняя среда и система будут сопротивляться изменениям и как это преодолеть с минимальными потерями. Именно поэтому проектное мышление нужно не только инженерам. Это универсальная техника, она должна быть освоена всеми студентами университета. Наша ключевая задача — укоренить эту модель в сознании будущих специалистов.
Уже сейчас в вузе в рамках модуля проектирования разработано более 1000 проектов — лучшие из них направлены на решение реальных проблем индустрии. Это помогает будущим специалистам интегрироваться в деятельность предприятий уже в процессе обучения. Около трети студентов РУТ включаются в реальную деятельность транспортных компаний именно через такие активности.

— В этом году Президент России Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с предложением продлить программу академического лидерства «Приоритет–2030» еще на шесть лет и выделить дополнительно порядка 190 миллиардов рублей. РУТ участвует в этой программе, что это дает университету?
– Наш университет участвует в программе «Приоритет–2030» с 2021 года. Мы реализуем пять стратегических проектов. Все темы — актуальные, с прицелом на будущее. Транспортные системы агломераций, автономное (безэкипажное) судовождение, цифровая логистическая платформа, снижение карбонового следа в транспортной сфере и ряд других. Такие инициативы позволяют реализовывать идеи и создавать продукты, которые в будущем потребуются компаниям. Проекты дают возможность инвестировать ресурсы в развитие новых направлений деятельности не столько вуза, сколько транспортной отрасли.
«Приоритет–2030» — не единственный проект развития. Так, РУТ и ПГУПС в прошлом году смогли войти в число победителей конкурса «Передовые инженерные школы». Сейчас мы плотно взаимодействуем и совместно работаем для кадрового и научного сопровождения создания в нашей стране высокоскоростных железнодорожных магистралей.
В рамках федерального проекта «Профессионалитет» создаем уникальный транспортный кластер для подготовки специалистов среднего звена для центрального транспортного узла. Железнодорожники, речники и специалисты по управлению беспилотными летательными аппаратами будут иметь более высокую квалификацию за счет использования современных тренажерных комплексов.

— РУТ (МИИТ) создает многофункциональный технологический кластер «Образцово». Расскажите об этом проекте.
– Университет — это в первую очередь люди. Но для того, чтобы они эффективно достигали результатов, важна комфортная среда. Родные стены должны помогать. Во времена, когда были построены основные здания университетов, представления об образовательных программах и технологиях были другими. Раньше не было интерактивного образования, фокусировки на потребностях и интересах студента. Основными формами обучения были поточные лекции, семинары, практические занятия в лабораториях. Сегодня мы массово внедряем проектные методы обучения, деловые игры, хакатоны, учебные соревнования, имитационные тренажеры, 3–D моделирование и многое другое. Современное образование должно обеспечить доступ к контенту каждого студента в режиме 24/365. В наши дни среда для обучения должна быть насыщена самыми современными технологиями и трансформироваться под конкретные задачи учебного процесса.
Именно поэтому сейчас благодаря Минтрансу России мы строим новый многофункциональный технологический кластер «Образцово». Крупнейший научно–образовательный центр транспортной отрасли будет современным и комфортным пространством как для студентов, так и сотрудников. Кластер объединит 7 объектов Российского университета транспорта. В него войдут новые строения и существующие здания РУТ, которые будут реконструированы.
Уже сегодня мы возводим два объекта — Военный учебный центр РУТ, который откроется для студентов в следующем году, а также новый учебный корпус строительного института, включающий физкультурно–оздоровительный комплекс.

— В современное образование активно внедряются нейросети и искусственный интеллект. Какие технологии использует РУТ сейчас?
– Искусственный интеллект — технология, в ближайшем будущем претендующая на статус «новой нормальности». Она освободит миллионы людей от выполнения монотонной и трудоемкой работы, даст нам больше времени для творчества и реализации своих уникальных способностей. Позволит преподавателям ускорить подготовку учебно–методических материалов, насытить учебные дисциплины примерами и кейсами, быстро создавать уникальные комплексы тестовых заданий.
Уже сегодня искусственный интеллект начинает использоваться в различных областях от инженерии и информационных технологий, до написания музыки и стихов. Популярность определенных технологических решений со временем проходит, но остается рациональное зерно, которое потом используется как инструмент в ежедневной работе. Уже сегодня мы используем технологии искусственного интеллекта в разработках, которые создаем совместно с компаниями–партнерами. Например, применяем нейросеть для контроля грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. Я считаю, что сегодня каждый студент должен иметь навыки использования систем искусственного интеллекта, так же, как 15–20 лет назад использование персональных компьютеров «де факто» стало нормой для современного человека.

— Сейчас изменились геополитические реалии, в транспортной отрасли в том числе. Как это повлияло на международные программы университета?
– У нас еще в советские времена сложились крепкие отношения с Китаем, Кубой, странами Африки, Азии и Южной Америки. МИИТ долгие годы был кузницей транспортных кадров для молодых независимых развивающихся стран. Несмотря на пандемию и недружественные действия некоторых государств, мы за последние пять лет смогли в два раза нарастить количество иностранных студентов. Сегодня обучаем граждан 53 стран, реализуем программы международных обменов, проводим международные летние школы.

— Взаимодействует ли РУТ с университетами из новых регионов?
– Мы, как системообразующий университет, взаимодействуем с транспортными вузами по всей стране, в том числе образовательными организациями из новых регионов. С 2022 года тесно сотрудничаем с Донецким институтом железнодорожного транспорта, приглашаем студентов из новых регионов участвовать в наших конкурсах и проектах. Делимся своим опытом и наработками, обсуждаем подходы к современному образованию.
В марте этого года Донецкий институт железнодорожного транспорта и Херсонская государственная морская академия вступили в Ассоциацию вузов транспорта.

— Вы президент Ассоциации вузов транспорта, расскажите о ней подробнее. Чем занимается ассоциация?
– Транспортная система — единый механизм. Как следствие, профильные вузы должны работать, как единая система, на базе общих принципов и подходов. Для координации и обмена опытом в 1992 году была создана Ассоциация вузов транспорта.
В ассоциацию сейчас входят транспортные вузы со всей страны. Совместные инициативы в сфере образования, международное сотрудничество, творческие проекты. Все это позволяет использовать наработки отдельных образовательных организаций по всей сети транспортного образования.
К примеру, мы в прошлом году впервые провели единый для всех транспортных вузов конкурс молодых ученых. При участии Российской академии наук со всей страны собрали самых талантливых и активных студентов, которые увлечены научно–исследовательской деятельностью. Студенты продемонстрировали очень высокий уровень проработки тем, актуальных для различных отраслей транспорта.
В этом году студенты шести транспортных вузов смогли пройти обучение у нас в университете по проекту «Цифровые кафедры». Темы самые современные: искусственный интеллект и машинное обучение, предиктивная аналитика в транспортных задачах, технологии информационного моделирования в транспортном строительстве. Параллельно с основной программой можно получить вторую квалификацию, которая точно пригодится в будущей профессиональной деятельности.
Ежегодно осенью проводим спартакиаду транспортных вузов и творческий конкурс «ТранспАрт». Транспортники всегда были талантливыми и креативными. И сегодняшнее поколение студентов наших вузов не растеряло эти традиции.

— Каким вы видите развитие Российского университета транспорта?
- Российский университет транспорта — всегда был и будет неотъемлемой значимой частью транспортной системы страны. Мы должны быть максимально интегрированы в технологическую повестку, обеспечивать опережающую подготовку специалистов для достижения целей Транспортной стратегии и генерацию нужных компаниям научных результатов. «Мы создаем движение» — так мы говорим об университете. И будем дальше неукоснительно следовать этому курсу.

Источник: Центр по связям с общественностью

https://www.miit.ru

Уважаемые коллеги!

           В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:

        Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479,                      Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.

           Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru

 

АКТУАЛЬНО

 

     17−19 декабря 2024 года

     Белорусский государственный университет

     Пятая международная научная конференция

     «Математическое моделирование и дифференциальные уравнения»,

     посвященная столетию со дня рождения Е.А. Иванова и Н.И. Бриша 

 

      11 декабря 2024 г.

      Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Республика Беларусь)

      Международный круглый стол «Психология: рефлексия настоящего в контексте будущего»

         

      Минобранауки России:

      Целевое обучение в организациях высшего образования

      Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

      Федеральный институт педагогических измерений:

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года

    методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года

      итоговое собеседование

      видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ

 

        Обучающие мероприятия для родителей 

        База знаний "Я-родитель"

 

   Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

        ученые-исследователи.рф

 

      Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

        https://gossluzhba.gov.ru/

 

       Обсуждение проектов нормативных правовых актов

     Проект "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета"

 

      Проект "О внесении изменений в порядок проведения экспертной оценки предварительных отчетов о реализации исследовательских программ (проектов) в рамках предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 10 января 2022 г. № 14"

 

    Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

    Проект совместного приказа Минпросвещения России и Рособрнадзора "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году"

 

     Проект прииказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.13 Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта"

 

      Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.11 Разработка и управление программным обеспечением"

 

    Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации  от 6 апреля 2023 г. № 240"

 

 

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Уточнённый годовой отчёт Министерства просвещения Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2023 год

 

Доклад об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год

 

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019–2024 годы, утвержденного 11.03.2019, и прилагаемого к нему Плана-графика мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования за 2023 год

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Российский статистический ежегодник. 2023

Раздел. Образование

Раздел. Наука и инновации

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

Образование в цифрах. 2023

Наука. Технологии. Инновации. 2024

Индикаторы инновационной деятельности. 2024

Индикаторы образования. 2024

Индикаторы науки. 2024