Подготовка профессиональных кадров всегда была и остается приоритетной задачей для транспортной отрасли России.
В транспортной сфере работают 19 профильных университетов и их многочисленные филиалы по всей стране. Сегодня в них обучаются более 250 тысяч студентов и курсантов.
Российский университет транспорта — ведущий транспортный вуз страны, подведомственный Министерству транспорта Российской Федерации. О том, как готовят кадры будущего, в интервью газете «Транспорт России» рассказал ректор РУТ Александр КЛИМОВ.
— Александр Алексеевич, какие ключевые изменения произошли в вузе за последние годы?
— Миссия Российского университета транспорта — подготовка специалистов для устойчивой работы и развития транспортной отрасли. Наша цель — создать в 2035 году университет, который готовит специалистов по всем видам транспорта, ведет исследования и инженерные разработки по перспективным направлениям отрасли. За последние годы мы смогли расширить спектр реализуемых образовательных направлений. Открыли подготовку специалистов для сферы дорожного хозяйства, морского и речного флота, гражданской авиации.
Всегда работаем в тесной связи с Министерством транспорта Российской Федерации, профильными агентствами и ключевыми компаниями. Сегодня только вместе можно добиться результата, который позволит реализовать крупнейшие транспортные проекты страны, такие как создание высокоскоростного железнодорожного движения или развитие беспилотной авиации.
— Влияют ли современные транспортные вызовы на развитие образования в университете?
— Наш университет всегда был интегрирован в решение задач, стоящих перед транспортными ведомствами страны. Создание Московского инженерного училища (так назывался наш вуз в момент создания) было связано с нехваткой инженеров–железнодорожников, которая особенно ощущалась с началом строительства Великого Сибирского пути. Поэтому Министерство путей сообщения внесло в правительство предложение о создании второго в стране высшего учебного заведения, которое готовило бы инженеров для нужд ведомства. С тех пор все, что мы делаем, неразрывно связано с актуальными вызовами и направлениями работы транспортной отрасли России. Сегодня важен баланс между актуальными ожиданиями компаний и компетенциями, которые не потеряют значение через много лет после выпуска. Нельзя сводить высшее образование к закрытию текущих разрывов в деятельности конкретных структурных подразделений организаций. Надо отдать должное нашим ведущим транспортным компаниям: они смотрят далеко вперед и понимают важность формирования «инженерного» мышления, широкой профессиональной эрудиции будущих специалистов в условиях экспоненциального роста технологий.
Необходимо научить студента правильно организовать рабочее время, эффективно заниматься самообучением, грамотно расставлять приоритеты, дисциплинировать себя.
Выпускники должны быть готовы к работе в многоязычной и поликультурной среде для участия в крупнейших международных проектах, таких как развитие транспортного коридора «Север — Юг». Эти форматы требуют понимания трендов глобальной транспортной системы. Поэтому мы реализуем совместные программы с университетами дружественных стран.
Прообраз будущего транспорта формируется здесь и сейчас. Через содержательные дискуссии, споры и проекты мы должны сформировать понимание, что будущее должно и будет формироваться благодаря нашим коллективным усилиям. Все, что происходит в стенах университета, должно быть ресурсом развития как для человека, так и для экономики страны.
— Как Российский университет транспорта определяет, на что делать упор в подготовке кадров на перспективу?
— Часто говорят, что есть разрыв между индустрией и университетами. Но для транспортной отрасли и профильных вузов это никогда не было массовой проблемой. Отраслевые университеты всегда были глубоко интегрированы в жизнь компаний. На мой взгляд, сложился правильный баланс: компании имеют современные представления о системе подготовки кадров, а вузы хорошо понимают тренды развития отрасли. Это позволяет нам разрабатывать новые образовательные программы с перспективой на 5–10 лет вперед. Чем сильнее университет интегрирован в реальную жизнь и в реализацию проектов по развитию отрасли, тем проще выстраивать контуры подготовки будущих специалистов.
— В университете реализована система непрерывного проектного обучения, где студенты пробуют решать проблемы промышленных партнеров. Что можно сказать о промежуточных результатах?
— Да, мы серьезно занимаемся развитием «проектного мышления» — универсальных инструментов структурирования проблем, формирования образа желаемого будущего и поиска эффективных инструментов его достижения.
Часто специалисты начинают придумывать новое, не разобравшись в том, какая сейчас ситуация, и в чем истинные проблемы реализации задуманного, не договорившись о едином понимании того, куда мы хотим двигаться и чего достичь.
Проектное обучение в Российском университете транспорта в первую очередь развивает определенную культуру мышления, когда студент должен сначала разобраться в сути проблемы или возможности, сформировать представление о конечном продукте и определить инструменты для реализации целей. На последнем этапе спрогнозировать, насколько проект эффективен и как будет трансформироваться в будущем. Важно понимать, как сегодняшняя среда и система будут сопротивляться изменениям и как это преодолеть с минимальными потерями. Именно поэтому проектное мышление нужно не только инженерам. Это универсальная техника, она должна быть освоена всеми студентами университета. Наша ключевая задача — укоренить эту модель в сознании будущих специалистов.
Уже сейчас в вузе в рамках модуля проектирования разработано более 1000 проектов — лучшие из них направлены на решение реальных проблем индустрии. Это помогает будущим специалистам интегрироваться в деятельность предприятий уже в процессе обучения. Около трети студентов РУТ включаются в реальную деятельность транспортных компаний именно через такие активности.
— В этом году Президент России Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с предложением продлить программу академического лидерства «Приоритет–2030» еще на шесть лет и выделить дополнительно порядка 190 миллиардов рублей. РУТ участвует в этой программе, что это дает университету?
– Наш университет участвует в программе «Приоритет–2030» с 2021 года. Мы реализуем пять стратегических проектов. Все темы — актуальные, с прицелом на будущее. Транспортные системы агломераций, автономное (безэкипажное) судовождение, цифровая логистическая платформа, снижение карбонового следа в транспортной сфере и ряд других. Такие инициативы позволяют реализовывать идеи и создавать продукты, которые в будущем потребуются компаниям. Проекты дают возможность инвестировать ресурсы в развитие новых направлений деятельности не столько вуза, сколько транспортной отрасли.
«Приоритет–2030» — не единственный проект развития. Так, РУТ и ПГУПС в прошлом году смогли войти в число победителей конкурса «Передовые инженерные школы». Сейчас мы плотно взаимодействуем и совместно работаем для кадрового и научного сопровождения создания в нашей стране высокоскоростных железнодорожных магистралей.
В рамках федерального проекта «Профессионалитет» создаем уникальный транспортный кластер для подготовки специалистов среднего звена для центрального транспортного узла. Железнодорожники, речники и специалисты по управлению беспилотными летательными аппаратами будут иметь более высокую квалификацию за счет использования современных тренажерных комплексов.
— РУТ (МИИТ) создает многофункциональный технологический кластер «Образцово». Расскажите об этом проекте.
– Университет — это в первую очередь люди. Но для того, чтобы они эффективно достигали результатов, важна комфортная среда. Родные стены должны помогать. Во времена, когда были построены основные здания университетов, представления об образовательных программах и технологиях были другими. Раньше не было интерактивного образования, фокусировки на потребностях и интересах студента. Основными формами обучения были поточные лекции, семинары, практические занятия в лабораториях. Сегодня мы массово внедряем проектные методы обучения, деловые игры, хакатоны, учебные соревнования, имитационные тренажеры, 3–D моделирование и многое другое. Современное образование должно обеспечить доступ к контенту каждого студента в режиме 24/365. В наши дни среда для обучения должна быть насыщена самыми современными технологиями и трансформироваться под конкретные задачи учебного процесса.
Именно поэтому сейчас благодаря Минтрансу России мы строим новый многофункциональный технологический кластер «Образцово». Крупнейший научно–образовательный центр транспортной отрасли будет современным и комфортным пространством как для студентов, так и сотрудников. Кластер объединит 7 объектов Российского университета транспорта. В него войдут новые строения и существующие здания РУТ, которые будут реконструированы.
Уже сегодня мы возводим два объекта — Военный учебный центр РУТ, который откроется для студентов в следующем году, а также новый учебный корпус строительного института, включающий физкультурно–оздоровительный комплекс.
— В современное образование активно внедряются нейросети и искусственный интеллект. Какие технологии использует РУТ сейчас?
– Искусственный интеллект — технология, в ближайшем будущем претендующая на статус «новой нормальности». Она освободит миллионы людей от выполнения монотонной и трудоемкой работы, даст нам больше времени для творчества и реализации своих уникальных способностей. Позволит преподавателям ускорить подготовку учебно–методических материалов, насытить учебные дисциплины примерами и кейсами, быстро создавать уникальные комплексы тестовых заданий.
Уже сегодня искусственный интеллект начинает использоваться в различных областях от инженерии и информационных технологий, до написания музыки и стихов. Популярность определенных технологических решений со временем проходит, но остается рациональное зерно, которое потом используется как инструмент в ежедневной работе. Уже сегодня мы используем технологии искусственного интеллекта в разработках, которые создаем совместно с компаниями–партнерами. Например, применяем нейросеть для контроля грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. Я считаю, что сегодня каждый студент должен иметь навыки использования систем искусственного интеллекта, так же, как 15–20 лет назад использование персональных компьютеров «де факто» стало нормой для современного человека.
— Сейчас изменились геополитические реалии, в транспортной отрасли в том числе. Как это повлияло на международные программы университета?
– У нас еще в советские времена сложились крепкие отношения с Китаем, Кубой, странами Африки, Азии и Южной Америки. МИИТ долгие годы был кузницей транспортных кадров для молодых независимых развивающихся стран. Несмотря на пандемию и недружественные действия некоторых государств, мы за последние пять лет смогли в два раза нарастить количество иностранных студентов. Сегодня обучаем граждан 53 стран, реализуем программы международных обменов, проводим международные летние школы.
— Взаимодействует ли РУТ с университетами из новых регионов?
– Мы, как системообразующий университет, взаимодействуем с транспортными вузами по всей стране, в том числе образовательными организациями из новых регионов. С 2022 года тесно сотрудничаем с Донецким институтом железнодорожного транспорта, приглашаем студентов из новых регионов участвовать в наших конкурсах и проектах. Делимся своим опытом и наработками, обсуждаем подходы к современному образованию.
В марте этого года Донецкий институт железнодорожного транспорта и Херсонская государственная морская академия вступили в Ассоциацию вузов транспорта.
— Вы президент Ассоциации вузов транспорта, расскажите о ней подробнее. Чем занимается ассоциация?
– Транспортная система — единый механизм. Как следствие, профильные вузы должны работать, как единая система, на базе общих принципов и подходов. Для координации и обмена опытом в 1992 году была создана Ассоциация вузов транспорта.
В ассоциацию сейчас входят транспортные вузы со всей страны. Совместные инициативы в сфере образования, международное сотрудничество, творческие проекты. Все это позволяет использовать наработки отдельных образовательных организаций по всей сети транспортного образования.
К примеру, мы в прошлом году впервые провели единый для всех транспортных вузов конкурс молодых ученых. При участии Российской академии наук со всей страны собрали самых талантливых и активных студентов, которые увлечены научно–исследовательской деятельностью. Студенты продемонстрировали очень высокий уровень проработки тем, актуальных для различных отраслей транспорта.
В этом году студенты шести транспортных вузов смогли пройти обучение у нас в университете по проекту «Цифровые кафедры». Темы самые современные: искусственный интеллект и машинное обучение, предиктивная аналитика в транспортных задачах, технологии информационного моделирования в транспортном строительстве. Параллельно с основной программой можно получить вторую квалификацию, которая точно пригодится в будущей профессиональной деятельности.
Ежегодно осенью проводим спартакиаду транспортных вузов и творческий конкурс «ТранспАрт». Транспортники всегда были талантливыми и креативными. И сегодняшнее поколение студентов наших вузов не растеряло эти традиции.
— Каким вы видите развитие Российского университета транспорта?
- Российский университет транспорта — всегда был и будет неотъемлемой значимой частью транспортной системы страны. Мы должны быть максимально интегрированы в технологическую повестку, обеспечивать опережающую подготовку специалистов для достижения целей Транспортной стратегии и генерацию нужных компаниям научных результатов. «Мы создаем движение» — так мы говорим об университете. И будем дальше неукоснительно следовать этому курсу.
Источник: Центр по связям с общественностью
Рекомендуем посетить:
Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)
Десятилетие науки и технологий
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Уважаемые коллеги!
В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:
Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.
Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
17−19 декабря 2024 года
Белорусский государственный университет
Пятая международная научная конференция
«Математическое моделирование и дифференциальные уравнения»,
посвященная столетию со дня рождения Е.А. Иванова и Н.И. Бриша
11 декабря 2024 г.
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Республика Беларусь)
Международный круглый стол «Психология: рефлексия настоящего в контексте будущего»
Целевое обучение в организациях высшего образования
Молодые ученые (достижения и поддержка)
Федеральный институт педагогических измерений:
видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ
Обучающие мероприятия для родителей
Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников
Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)
Обсуждение проектов нормативных правовых актов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА
Российский статистический ежегодник. 2023
Статистические сборники Высшей школы экономики
Наука. Технологии. Инновации. 2024
Индикаторы инновационной деятельности. 2024