Подготовка профессиональных кадров всегда была и остается приоритетной задачей для транспортной отрасли России.
В транспортной сфере работают 19 профильных университетов и их многочисленные филиалы по всей стране. Сегодня в них обучаются более 250 тысяч студентов и курсантов.
Российский университет транспорта — ведущий транспортный вуз страны, подведомственный Министерству транспорта Российской Федерации. О том, как готовят кадры будущего, в интервью газете «Транспорт России» рассказал ректор РУТ Александр КЛИМОВ.
— Александр Алексеевич, какие ключевые изменения произошли в вузе за последние годы?
— Миссия Российского университета транспорта — подготовка специалистов для устойчивой работы и развития транспортной отрасли. Наша цель — создать в 2035 году университет, который готовит специалистов по всем видам транспорта, ведет исследования и инженерные разработки по перспективным направлениям отрасли. За последние годы мы смогли расширить спектр реализуемых образовательных направлений. Открыли подготовку специалистов для сферы дорожного хозяйства, морского и речного флота, гражданской авиации.
Всегда работаем в тесной связи с Министерством транспорта Российской Федерации, профильными агентствами и ключевыми компаниями. Сегодня только вместе можно добиться результата, который позволит реализовать крупнейшие транспортные проекты страны, такие как создание высокоскоростного железнодорожного движения или развитие беспилотной авиации.
— Влияют ли современные транспортные вызовы на развитие образования в университете?
— Наш университет всегда был интегрирован в решение задач, стоящих перед транспортными ведомствами страны. Создание Московского инженерного училища (так назывался наш вуз в момент создания) было связано с нехваткой инженеров–железнодорожников, которая особенно ощущалась с началом строительства Великого Сибирского пути. Поэтому Министерство путей сообщения внесло в правительство предложение о создании второго в стране высшего учебного заведения, которое готовило бы инженеров для нужд ведомства. С тех пор все, что мы делаем, неразрывно связано с актуальными вызовами и направлениями работы транспортной отрасли России. Сегодня важен баланс между актуальными ожиданиями компаний и компетенциями, которые не потеряют значение через много лет после выпуска. Нельзя сводить высшее образование к закрытию текущих разрывов в деятельности конкретных структурных подразделений организаций. Надо отдать должное нашим ведущим транспортным компаниям: они смотрят далеко вперед и понимают важность формирования «инженерного» мышления, широкой профессиональной эрудиции будущих специалистов в условиях экспоненциального роста технологий.
Необходимо научить студента правильно организовать рабочее время, эффективно заниматься самообучением, грамотно расставлять приоритеты, дисциплинировать себя.
Выпускники должны быть готовы к работе в многоязычной и поликультурной среде для участия в крупнейших международных проектах, таких как развитие транспортного коридора «Север — Юг». Эти форматы требуют понимания трендов глобальной транспортной системы. Поэтому мы реализуем совместные программы с университетами дружественных стран.
Прообраз будущего транспорта формируется здесь и сейчас. Через содержательные дискуссии, споры и проекты мы должны сформировать понимание, что будущее должно и будет формироваться благодаря нашим коллективным усилиям. Все, что происходит в стенах университета, должно быть ресурсом развития как для человека, так и для экономики страны.
— Как Российский университет транспорта определяет, на что делать упор в подготовке кадров на перспективу?
— Часто говорят, что есть разрыв между индустрией и университетами. Но для транспортной отрасли и профильных вузов это никогда не было массовой проблемой. Отраслевые университеты всегда были глубоко интегрированы в жизнь компаний. На мой взгляд, сложился правильный баланс: компании имеют современные представления о системе подготовки кадров, а вузы хорошо понимают тренды развития отрасли. Это позволяет нам разрабатывать новые образовательные программы с перспективой на 5–10 лет вперед. Чем сильнее университет интегрирован в реальную жизнь и в реализацию проектов по развитию отрасли, тем проще выстраивать контуры подготовки будущих специалистов.
— В университете реализована система непрерывного проектного обучения, где студенты пробуют решать проблемы промышленных партнеров. Что можно сказать о промежуточных результатах?
— Да, мы серьезно занимаемся развитием «проектного мышления» — универсальных инструментов структурирования проблем, формирования образа желаемого будущего и поиска эффективных инструментов его достижения.
Часто специалисты начинают придумывать новое, не разобравшись в том, какая сейчас ситуация, и в чем истинные проблемы реализации задуманного, не договорившись о едином понимании того, куда мы хотим двигаться и чего достичь.
Проектное обучение в Российском университете транспорта в первую очередь развивает определенную культуру мышления, когда студент должен сначала разобраться в сути проблемы или возможности, сформировать представление о конечном продукте и определить инструменты для реализации целей. На последнем этапе спрогнозировать, насколько проект эффективен и как будет трансформироваться в будущем. Важно понимать, как сегодняшняя среда и система будут сопротивляться изменениям и как это преодолеть с минимальными потерями. Именно поэтому проектное мышление нужно не только инженерам. Это универсальная техника, она должна быть освоена всеми студентами университета. Наша ключевая задача — укоренить эту модель в сознании будущих специалистов.
Уже сейчас в вузе в рамках модуля проектирования разработано более 1000 проектов — лучшие из них направлены на решение реальных проблем индустрии. Это помогает будущим специалистам интегрироваться в деятельность предприятий уже в процессе обучения. Около трети студентов РУТ включаются в реальную деятельность транспортных компаний именно через такие активности.
— В этом году Президент России Владимир Путин обратился к Федеральному собранию с предложением продлить программу академического лидерства «Приоритет–2030» еще на шесть лет и выделить дополнительно порядка 190 миллиардов рублей. РУТ участвует в этой программе, что это дает университету?
– Наш университет участвует в программе «Приоритет–2030» с 2021 года. Мы реализуем пять стратегических проектов. Все темы — актуальные, с прицелом на будущее. Транспортные системы агломераций, автономное (безэкипажное) судовождение, цифровая логистическая платформа, снижение карбонового следа в транспортной сфере и ряд других. Такие инициативы позволяют реализовывать идеи и создавать продукты, которые в будущем потребуются компаниям. Проекты дают возможность инвестировать ресурсы в развитие новых направлений деятельности не столько вуза, сколько транспортной отрасли.
«Приоритет–2030» — не единственный проект развития. Так, РУТ и ПГУПС в прошлом году смогли войти в число победителей конкурса «Передовые инженерные школы». Сейчас мы плотно взаимодействуем и совместно работаем для кадрового и научного сопровождения создания в нашей стране высокоскоростных железнодорожных магистралей.
В рамках федерального проекта «Профессионалитет» создаем уникальный транспортный кластер для подготовки специалистов среднего звена для центрального транспортного узла. Железнодорожники, речники и специалисты по управлению беспилотными летательными аппаратами будут иметь более высокую квалификацию за счет использования современных тренажерных комплексов.
— РУТ (МИИТ) создает многофункциональный технологический кластер «Образцово». Расскажите об этом проекте.
– Университет — это в первую очередь люди. Но для того, чтобы они эффективно достигали результатов, важна комфортная среда. Родные стены должны помогать. Во времена, когда были построены основные здания университетов, представления об образовательных программах и технологиях были другими. Раньше не было интерактивного образования, фокусировки на потребностях и интересах студента. Основными формами обучения были поточные лекции, семинары, практические занятия в лабораториях. Сегодня мы массово внедряем проектные методы обучения, деловые игры, хакатоны, учебные соревнования, имитационные тренажеры, 3–D моделирование и многое другое. Современное образование должно обеспечить доступ к контенту каждого студента в режиме 24/365. В наши дни среда для обучения должна быть насыщена самыми современными технологиями и трансформироваться под конкретные задачи учебного процесса.
Именно поэтому сейчас благодаря Минтрансу России мы строим новый многофункциональный технологический кластер «Образцово». Крупнейший научно–образовательный центр транспортной отрасли будет современным и комфортным пространством как для студентов, так и сотрудников. Кластер объединит 7 объектов Российского университета транспорта. В него войдут новые строения и существующие здания РУТ, которые будут реконструированы.
Уже сегодня мы возводим два объекта — Военный учебный центр РУТ, который откроется для студентов в следующем году, а также новый учебный корпус строительного института, включающий физкультурно–оздоровительный комплекс.
— В современное образование активно внедряются нейросети и искусственный интеллект. Какие технологии использует РУТ сейчас?
– Искусственный интеллект — технология, в ближайшем будущем претендующая на статус «новой нормальности». Она освободит миллионы людей от выполнения монотонной и трудоемкой работы, даст нам больше времени для творчества и реализации своих уникальных способностей. Позволит преподавателям ускорить подготовку учебно–методических материалов, насытить учебные дисциплины примерами и кейсами, быстро создавать уникальные комплексы тестовых заданий.
Уже сегодня искусственный интеллект начинает использоваться в различных областях от инженерии и информационных технологий, до написания музыки и стихов. Популярность определенных технологических решений со временем проходит, но остается рациональное зерно, которое потом используется как инструмент в ежедневной работе. Уже сегодня мы используем технологии искусственного интеллекта в разработках, которые создаем совместно с компаниями–партнерами. Например, применяем нейросеть для контроля грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. Я считаю, что сегодня каждый студент должен иметь навыки использования систем искусственного интеллекта, так же, как 15–20 лет назад использование персональных компьютеров «де факто» стало нормой для современного человека.
— Сейчас изменились геополитические реалии, в транспортной отрасли в том числе. Как это повлияло на международные программы университета?
– У нас еще в советские времена сложились крепкие отношения с Китаем, Кубой, странами Африки, Азии и Южной Америки. МИИТ долгие годы был кузницей транспортных кадров для молодых независимых развивающихся стран. Несмотря на пандемию и недружественные действия некоторых государств, мы за последние пять лет смогли в два раза нарастить количество иностранных студентов. Сегодня обучаем граждан 53 стран, реализуем программы международных обменов, проводим международные летние школы.
— Взаимодействует ли РУТ с университетами из новых регионов?
– Мы, как системообразующий университет, взаимодействуем с транспортными вузами по всей стране, в том числе образовательными организациями из новых регионов. С 2022 года тесно сотрудничаем с Донецким институтом железнодорожного транспорта, приглашаем студентов из новых регионов участвовать в наших конкурсах и проектах. Делимся своим опытом и наработками, обсуждаем подходы к современному образованию.
В марте этого года Донецкий институт железнодорожного транспорта и Херсонская государственная морская академия вступили в Ассоциацию вузов транспорта.
— Вы президент Ассоциации вузов транспорта, расскажите о ней подробнее. Чем занимается ассоциация?
– Транспортная система — единый механизм. Как следствие, профильные вузы должны работать, как единая система, на базе общих принципов и подходов. Для координации и обмена опытом в 1992 году была создана Ассоциация вузов транспорта.
В ассоциацию сейчас входят транспортные вузы со всей страны. Совместные инициативы в сфере образования, международное сотрудничество, творческие проекты. Все это позволяет использовать наработки отдельных образовательных организаций по всей сети транспортного образования.
К примеру, мы в прошлом году впервые провели единый для всех транспортных вузов конкурс молодых ученых. При участии Российской академии наук со всей страны собрали самых талантливых и активных студентов, которые увлечены научно–исследовательской деятельностью. Студенты продемонстрировали очень высокий уровень проработки тем, актуальных для различных отраслей транспорта.
В этом году студенты шести транспортных вузов смогли пройти обучение у нас в университете по проекту «Цифровые кафедры». Темы самые современные: искусственный интеллект и машинное обучение, предиктивная аналитика в транспортных задачах, технологии информационного моделирования в транспортном строительстве. Параллельно с основной программой можно получить вторую квалификацию, которая точно пригодится в будущей профессиональной деятельности.
Ежегодно осенью проводим спартакиаду транспортных вузов и творческий конкурс «ТранспАрт». Транспортники всегда были талантливыми и креативными. И сегодняшнее поколение студентов наших вузов не растеряло эти традиции.
— Каким вы видите развитие Российского университета транспорта?
- Российский университет транспорта — всегда был и будет неотъемлемой значимой частью транспортной системы страны. Мы должны быть максимально интегрированы в технологическую повестку, обеспечивать опережающую подготовку специалистов для достижения целей Транспортной стратегии и генерацию нужных компаниям научных результатов. «Мы создаем движение» — так мы говорим об университете. И будем дальше неукоснительно следовать этому курсу.
Источник: Центр по связям с общественностью
Рекомендуем посетить:
Десятилетие науки и технологий
Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
Российское военно-историческое общество
Русское географическое общество
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Российская общественная инициатива
Агентство национально значимых коммуникаций
Образовательный центр «Сириус»
Национальный портал в сфере Искусственного интеллекта
Уважаемые коллеги!
_____В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:
_____Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, _____Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.
_____Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
_____Научно-образовательный центр принимает предложения по совершенствованию деятельности в сфере образования, молодёжной политики и науки в Российкой Федерации для направления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации, а также для размещения на портале "Российская общественная инициатива".
_____Предложения принимаются как в виде официальных писем от юридических лиц, так и в свободной форме от физических лиц на электронную почту sci-idea@mail.ru.
Результаты
Международного конкурса научно-исследовательских работ
«CULTURE, SCIENCE AND TECHNOLOGY – 2025»
(9-11 июня 2025 г.)
Уважаемые участники конкурса, руководители!
_____Подведены итоги Международного конкурса научно-исследовательских работ «CULTURE, SCIENCE AND TECHNOLOGY – 2025» (Российская Федерация, г. Чебоксары, 9-11 июня 2025 г.) (далее – Конкурс).
_____В соответствии с тематикой поступивших на конкурс работ были образованы дополнительные направления.
_____Протокол результатов Конкурса можно скачать по ссылке – ПРОТОКОЛ результатов Международного конкурса научно-исследовательских работ «CULTURE, SCIENCE AND TECHNOLOGY – 2025» (Российская Федерация, г. Чебоксары, 9-11 июня 2025 г.).
_____Список победителей и призёров Конкурса по возрастным группам: учащиеся 1-4 классов, учащиеся 5-8 классов, учащиеся 9-11 классов приведен в приложении №1 к протоколу Конкурса.
_____Список победителей и призёров Конкурса по возрастным группам: студенты организаций среднего профессионального образования, студенты организаций высшего образования, аспиранты и дипломированные специалисты приведен в приложении №2 к протоколу Конкурса.
_____Рассылка наградных материалов будет осуществляться 11-18 июня 2025 года. Все участники конкурса получают дипломы в соответствии с итогами конкурса, всем руководителям вручаются благодарности.
_____Если наградные материалы не поступят в вышеуказанные сроки, либо поступят чужие благодарности и дипломы, либо наградные материалы будут иметь дефекты, опечатки, просим сообщить на электронную почту sci21@mail.ru или по тел. +79093013453 (контактное лицо - Леснов Алексей Владимирович) для повторного направления наградных материалов, исправления ошибок, дефектов.
_____Обращаем внимание, что в отдельных случаях электронные письма с наградными материалами могут попасть в папки Спам, Рассылки.
_____Работы, участвовавшие в настоящем Конкурсе, могут направляться без ограничений на последующие конкурсы, проводимые научно-образовательным центром.
_____Отзывы и замечания по вопросам организации конкурса, оформления наградных материалов можно направить на электронный адрес научно-образовательного центра sci-idea@mail.ru.
_____Желаем участникам и руководителям дальнейших успехов, новых интересных идей, новых добрых начинаний!
РОСМОЛОДЁЖЬ
____Росмолодёжь приглашает к участию в форумах на платформе Росмолодёжь. Форумы
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
_____V Международная научная конференция «Русская и белорусская литературы рубежа XX–XXI веков»
_____Место проведения конференции: Белорусский государственный университет, филологический факультет.
_____Дата проведения конференции: 9‒10 октября 2025 года.
_____Рабочие языки конференции: белорусский, русский.
_____Срок подачи заявок: до 15 июня 2025 года. Заявки направляются на электронную почту ruslit@bsu.by
ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
_____Регистрация участников (со 2 апреля 2025 года) и представление текстов докладов - до 10 сентября 2025 г.
ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА
_____Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых
_____Дата проведения: октябрь 2025 г.
_____III Международная научно-практическая конференция
_____«Охрана и популяризация культурного наследия: мировой и отечественный опыт»
_____Дата проведения: октябрь 2025 г.
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ
_____III (ХVI) Международная научно-практическая конференция
_____Дата проведения: 9-10 октября 2025 г.
_____Регистрация: до 29 августа 2025 г.
_____Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.
_____Приказы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Целевое обучение в организациях высшего образования
Молодые ученые (достижения и поддержка)
_____Рособрнадзор:
_____Федеральный институт педагогических измерений:
_____Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
_____Основной государственный экзамен (ОГЭ)
_____Государственный выпускной экзамен (ГВЭ-9)
_____Обучающие мероприятия для родителей
_____Федеральный проект
_____Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников
_____Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)
_____Предлагаем принять участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов, в том числе проектов, касающихся сферы образования и науки на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 февраля 2021 года № 118
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2013 года № 1199
"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 апреля 2025 года № 269
ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА
Отчёты о деятельности Министерства просвещения Российской Федерации
Публичная декларация целей и задач Министерства просвещения Российской Федерации
План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и отчёты о его исполнении
Планы и отчёты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
Статистические издания Федеральной службы государственной статистики
Статистические сборники Высшей школы экономики
иммунолога, патолога,
Прянишникова Дмитрия Николаевича,
российского агрохимика и физиолога растений, разработавшего
научную основу применения минеральных удобрений
Всемирный день родителей
1 июня
Всемирный день окружающей среды
5 июня
Международный день тропиков
29 июня
Международный день астероида
30 июня
Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Вольта,
итальянского учёного, исследователя в области электрических явлений,
изобретателя первого источника постоянного тока
Виноградова Виктора Владимировича,
внёсшего вклад в русскую лексикологию и лексикографию, разработавшего теорию
выделившего типы лексических значений слова