Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Международная группа ученых сделала большое обновление HOCOMOCO — базы моделей нуклеотидных последовательностей участков ДНК, связывающих транскрипционные факторы, созданной в 2013 году. Статья опубликована в журнале Nucleic Acid Research.

HOCOMOCO в переводе на русский расшифровывается как «Обширная коллекция моделей для Homo Sapiens». В этой базе хранятся модели участков связывания транскрипционных факторов. Каждая такая модель — это математическое представление участков ДНК, с которыми может связываться транскрипционный фактор — один из белков, которые подавляют или, наоборот, активируют работу различных генов. В геноме человека закодировано более полутора тысяч транскрипционных факторов. В базе данных хранятся модели участков связывания транскрипционных факторов для мышиных и человеческих ортологов — генов, которые произошли от одного и того же гена у вида — общего предка мыши и человека.

К такой базе, как HOCOMOCO, обращаются исследователи со всего мира для своих экспериментов. С помощью моделей из базы можно, например, предсказывать места связывания транскрипционных факторов с нуклеотидами в цепочке ДНК. То есть с такими местами в геноме, на экспрессию генов в которых как раз влияют транскрипционные факторы. После этого на основе предсказанных мест связывания можно строить модели регуляторных сетей, которые объясняют механизмы переключения генов в различных условиях. Такие сети нужны для понимания биологической картины экспрессии генов в том или ином процессе, например при развитии рака.

Для того чтобы создать такую базу, ученые собирали результаты экспериментов по исследованию взаимодействий ДНК и транскрипционных факторов из нескольких открытых баз данных. Большую роль в этой работе сыграли сотрудники ФИЦ информационных и вычислительных технологий Сибирского отделения РАН под руководством Федора Колпакова, заведующего лабораторией биоинформатики. Благодаря их работе удалось получить огромную коллекцию фрагментов ДНК, связывающихся с белками. Для создания HOCOMOCO в этих фрагментах с помощью вычислительного анализа ДНК-текста были найдены мотивы — небольшие последовательности ДНК, с которыми связываются транскрипционные факторы. Прежде чем мотивы попадут в итоговую базу данных, их аннотируют — с помощью специальных инструментов определяют структуру соответствующих белков и их функцию. Дальше для мотивов определяют надежность, показывающую, насколько достоверно взаимодействие несущей мотив ДНК и транскрипционного фактора в экспериментах разного вида.

Но это не единственная проверка. Перед попаданием в базу каждая модель проходит вычислительные эксперименты на то, насколько хорошо она помогает предсказывать места связывания ДНК с транскрипционным фактором. Результаты вычислительных экспериментов сравниваются с реальными данными, полученными в лаборатории. На основе нескольких разных сравнений каждой модели выставляются оценки точности, чувствительности и специфичности. После всех этих процедур составляется итоговая строчка для каждой модели в общую базу. База открыта, и ученые со всего мира могут использовать данные из нее для планирования своих экспериментов. По сравнению с предыдущей версией, в HOCOMOCO появилось больше новых моделей, возросли их точность и валидность. Кроме этого, построены коллекции специальных моделей для предсказания ДНК-белковых взаимодействий in vivo, in vitro, а также для предсказания индивидуальных вариантов в геноме, влияющих на связывание белков-регуляторов.

«Мы считаем, что HOCOMOCO — это надежная база данных, расширяющая возможности молекулярной биологии и эпигенетики. Для ее пополнения и обновления наша команда изучила данные 14 183 экспериментов ChIP-секвенирования и 2554 экспериментов HT-SELEX, что дало возможность получить более 400 тысяч мотивов-кандидатов, из которых было отобрано 1443 мотива, характеризующих участки ДНК, связывающие 949 транскрипционных факторов человека и 720 их аналогов у мыши», — говорит Всеволод Макеев, член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией системной биологии и вычислительной генетики ИОГен им. Н.И. Вавилова РАН, заведующий кафедрой биоинформатики и системной биологии МФТИ.

В работе принимали участие ученые из Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН, ФИЦ информационных и вычислительных технологий (Новосибирск), Института исследования белка РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, Института биохимии и генетики Уфимского ФИЦ РАН, Сколтеха, Института проблем передачи информации РАН, НИТУ «Сириус», ООО «Биософт.Ру» (Новосибирск), НИЦ биотехнологии РАН, Института фундаментальной медицины и биологии (Казань), а также из США и Канады.


Информация предоставлена пресс-службой МФТИ

Источник фото: ru.123rf.com

Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Уважаемые коллеги!

           В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:

        Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479,                      Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.

           Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru

 

АКТУАЛЬНО

 

     17−19 декабря 2024 года

     Белорусский государственный университет

     Пятая международная научная конференция

     «Математическое моделирование и дифференциальные уравнения»,

     посвященная столетию со дня рождения Е.А. Иванова и Н.И. Бриша 

 

      11 декабря 2024 г.

      Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Республика Беларусь)

      Международный круглый стол «Психология: рефлексия настоящего в контексте будущего»

         

      Минобранауки России:

      Целевое обучение в организациях высшего образования

      Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

      Федеральный институт педагогических измерений:

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года

    методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года

      итоговое собеседование

      видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ

 

        Обучающие мероприятия для родителей 

        База знаний "Я-родитель"

 

   Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

        ученые-исследователи.рф

 

      Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

        https://gossluzhba.gov.ru/

 

       Обсуждение проектов нормативных правовых актов

     Проект "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета"

 

      Проект "О внесении изменений в порядок проведения экспертной оценки предварительных отчетов о реализации исследовательских программ (проектов) в рамках предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 10 января 2022 г. № 14"

 

    Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

    Проект совместного приказа Минпросвещения России и Рособрнадзора "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году"

 

     Проект прииказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.13 Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта"

 

      Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.11 Разработка и управление программным обеспечением"

 

    Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации  от 6 апреля 2023 г. № 240"

 

 

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Уточнённый годовой отчёт Министерства просвещения Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2023 год

 

Доклад об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год

 

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019–2024 годы, утвержденного 11.03.2019, и прилагаемого к нему Плана-графика мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования за 2023 год

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Российский статистический ежегодник. 2023

Раздел. Образование

Раздел. Наука и инновации

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

Образование в цифрах. 2023

Наука. Технологии. Инновации. 2024

Индикаторы инновационной деятельности. 2024

Индикаторы образования. 2024

Индикаторы науки. 2024