Вымирание сотен видов птиц по вине человека за последние 130 000 лет привело к значительному снижению их функционального разнообразия – показателя различных ролей и функций, которые птицы выполняют в окружающей среде. Кроме того, было потеряно около 3 миллиардов лет уникальной эволюционной истории, говорится в новом исследовании, опубликованном в журнале Science.
В то время как действия человека тысячелетиями приводят к глобальному сокращению видового богатства, последствия вымирания птиц для биоразнообразия малоизвестны. Новое исследование, проведенное под руководством Бирмингемского университета, подчеркивает серьезные следствия продолжающегося кризиса биоразнообразия и необходимость выявления экологических функций, утрачиваемых в результате вымирания.
От хорошо задокументированного додо до недавно объявленной вымершей в 2023 году певчей птицы Kauaʻi ʻōʻōʻ, ученые в настоящее время имеют доказательства того, что по меньшей мере 600 видов птиц вымерли в результате действий человека, начиная с позднего плейстоцена, когда современные люди начали распространяться по всему миру. Используя наиболее полный на сегодняшний день набор данных о всех известных случаях вымирания птиц в позднем плейстоцене и голоцене, авторы работы рассматривают не только количество вымерших видов, но и более широкие последствия для планеты.
Ведущий автор исследования доктор Том Мэтьюс из Бирмингемского университета пояснил: «Огромное количество видов птиц, которые вымерли, конечно, является большой частью кризиса, но мы также должны обратить внимание на то, что каждый вид имеет свою функцию в окружающей среде и поэтому играет действительно важную роль в экосистеме. Некоторые птицы борются с вредителями, поедая насекомых, птицы-падальщики перерабатывают мертвую материю, другие едят фрукты и рассеивают семена, позволяя вырастить больше растений и деревьев, а некоторые, например колибри, являются очень важными опылителями. Когда эти виды вымирают, вместе с ними исчезает и та важная роль, которую они играют (функциональное разнообразие)».
В дополнение к функциональному разнообразию каждый вид несет в себе определенную эволюционную историю, поэтому, когда он вымирает, он как бы обрубает ветвь древа жизни, и всё связанное с этим филогенетическое разнообразие также теряется. Масштаб антропологических вымираний птиц на сегодняшний день привел к потере около 3 миллиардов лет уникальной эволюционной истории и 7% глобального функционального разнообразия птиц, что значительно больше, чем ожидалось.
Учитывая широкий спектр важных экологических функций, выполняемых птицами, потеря птичьего функционального разнообразия будет иметь далеко идущие последствия. К ним относятся: сокращение опыления цветов, уменьшение распространения семян, нарушение нисходящего контроля над популяциями насекомых, включая многих вредителей и переносчиков болезней, а также увеличение числа вспышек заболеваний из-за сокращения потребления трупов. Кроме того, уменьшение глобальной орнитофауны, зафиксированное в исследовании, вероятно, повлияет на способность многих видов растений отслеживать нынешние и будущие изменения климата.
Доктор Мэтьюс заключает: «Эти результаты – своевременное напоминание о том, что нынешний кризис вымирания связан не только с численностью видов. Выявив снижение функционального и филогенетического разнообразия птиц, вызванное действиями человека, мы подчеркиваем необходимость понимания и прогнозирования влияния прошлых антропогенных вымираний на функционирование экосистем, чтобы подготовиться к масштабам ожидаемых будущих потерь от прогнозируемого полного вымирания 1000 видов птиц в течение следующих двух столетий. Эта информация жизненно важна для определения эффективных целей глобальных стратегий сохранения, а также усилий по восстановлению экосистем и дикой природы».
[Фото: Palaeontological Artist & Avian Palaeontologist Julian P. Hume]
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)
Рекомендуем посетить:
Десятилетие науки и технологий
Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
Русское географическое общество
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Российская общественная инициатива
Образовательный центр «Сириус»
Уважаемые коллеги!
В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:
Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.
Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
Научно-образовательный центр принимает предложения по совершенствованию образования и научной деятельности в России для направления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации, а также для размещения на портале "Российская общественная инициатива".
Предложения принимаются в свободной форме на электронную почту sci-idea@mail.ru.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
3‑4 апреля 2025 года
VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ЭКОНОМИКА»
Сроки подачи заявок и материалов докладов: до 25 марта 2025 г.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
26-27 июня 2025 г.
V Международная научно-практическая конференция
«Проблемы современного востоковедения»
Прием материалов и регистрация — до 20.04.2025 г.
ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА
XIII Международная научно-практическая конференция «Молодость. Интеллект. Инициатива»
Дата проведения: 25 апреля 2025 г.
VIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы источниковедения»
Дата проведения: 24-26 апреля 2025 г.
Дата проведения: 16-17 мая 2025 г.
Дата проведения: 19-20 мая 2025 г.
Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.
Целевое обучение в организациях высшего образования
Молодые ученые (достижения и поддержка)
Федеральный институт педагогических измерений:
видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ
Обучающие мероприятия для родителей
Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников
Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)
Обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере образования и науки
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 февраля 2021 года № 118
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2013 года № 1199
"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА
Российский статистический ежегодник. 2023
Статистические сборники Высшей школы экономики
Наука. Технологии. Инновации. 2024
Индикаторы инновационной деятельности. 2024
Международный день родного языка
Международный день лесов
21 марта
Всемирный день водных ресурсов
22 марта
Всемирный метеорологический день
Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Вольта,
итальянского учёного, исследователя в области электрических явлений,