Вымирание сотен видов птиц по вине человека за последние 130 000 лет привело к значительному снижению их функционального разнообразия – показателя различных ролей и функций, которые птицы выполняют в окружающей среде. Кроме того, было потеряно около 3 миллиардов лет уникальной эволюционной истории, говорится в новом исследовании, опубликованном в журнале Science.
В то время как действия человека тысячелетиями приводят к глобальному сокращению видового богатства, последствия вымирания птиц для биоразнообразия малоизвестны. Новое исследование, проведенное под руководством Бирмингемского университета, подчеркивает серьезные следствия продолжающегося кризиса биоразнообразия и необходимость выявления экологических функций, утрачиваемых в результате вымирания.
От хорошо задокументированного додо до недавно объявленной вымершей в 2023 году певчей птицы Kauaʻi ʻōʻōʻ, ученые в настоящее время имеют доказательства того, что по меньшей мере 600 видов птиц вымерли в результате действий человека, начиная с позднего плейстоцена, когда современные люди начали распространяться по всему миру. Используя наиболее полный на сегодняшний день набор данных о всех известных случаях вымирания птиц в позднем плейстоцене и голоцене, авторы работы рассматривают не только количество вымерших видов, но и более широкие последствия для планеты.
Ведущий автор исследования доктор Том Мэтьюс из Бирмингемского университета пояснил: «Огромное количество видов птиц, которые вымерли, конечно, является большой частью кризиса, но мы также должны обратить внимание на то, что каждый вид имеет свою функцию в окружающей среде и поэтому играет действительно важную роль в экосистеме. Некоторые птицы борются с вредителями, поедая насекомых, птицы-падальщики перерабатывают мертвую материю, другие едят фрукты и рассеивают семена, позволяя вырастить больше растений и деревьев, а некоторые, например колибри, являются очень важными опылителями. Когда эти виды вымирают, вместе с ними исчезает и та важная роль, которую они играют (функциональное разнообразие)».
В дополнение к функциональному разнообразию каждый вид несет в себе определенную эволюционную историю, поэтому, когда он вымирает, он как бы обрубает ветвь древа жизни, и всё связанное с этим филогенетическое разнообразие также теряется. Масштаб антропологических вымираний птиц на сегодняшний день привел к потере около 3 миллиардов лет уникальной эволюционной истории и 7% глобального функционального разнообразия птиц, что значительно больше, чем ожидалось.
Учитывая широкий спектр важных экологических функций, выполняемых птицами, потеря птичьего функционального разнообразия будет иметь далеко идущие последствия. К ним относятся: сокращение опыления цветов, уменьшение распространения семян, нарушение нисходящего контроля над популяциями насекомых, включая многих вредителей и переносчиков болезней, а также увеличение числа вспышек заболеваний из-за сокращения потребления трупов. Кроме того, уменьшение глобальной орнитофауны, зафиксированное в исследовании, вероятно, повлияет на способность многих видов растений отслеживать нынешние и будущие изменения климата.
Доктор Мэтьюс заключает: «Эти результаты – своевременное напоминание о том, что нынешний кризис вымирания связан не только с численностью видов. Выявив снижение функционального и филогенетического разнообразия птиц, вызванное действиями человека, мы подчеркиваем необходимость понимания и прогнозирования влияния прошлых антропогенных вымираний на функционирование экосистем, чтобы подготовиться к масштабам ожидаемых будущих потерь от прогнозируемого полного вымирания 1000 видов птиц в течение следующих двух столетий. Эта информация жизненно важна для определения эффективных целей глобальных стратегий сохранения, а также усилий по восстановлению экосистем и дикой природы».
[Фото: Palaeontological Artist & Avian Palaeontologist Julian P. Hume]
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)
Рекомендуем посетить:
Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)
Десятилетие науки и технологий
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Уважаемые коллеги!
В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:
Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.
Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
17−19 декабря 2024 года
Белорусский государственный университет
Пятая международная научная конференция
«Математическое моделирование и дифференциальные уравнения»,
посвященная столетию со дня рождения Е.А. Иванова и Н.И. Бриша
11 декабря 2024 г.
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Республика Беларусь)
Международный круглый стол «Психология: рефлексия настоящего в контексте будущего»
Целевое обучение в организациях высшего образования
Молодые ученые (достижения и поддержка)
Федеральный институт педагогических измерений:
видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ
Обучающие мероприятия для родителей
Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников
Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)
Обсуждение проектов нормативных правовых актов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА
Российский статистический ежегодник. 2023
Статистические сборники Высшей школы экономики
Наука. Технологии. Инновации. 2024
Индикаторы инновационной деятельности. 2024