Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Вымирание сотен видов птиц по вине человека за последние 130 000 лет привело к значительному снижению их функционального разнообразия – показателя различных ролей и функций, которые птицы выполняют в окружающей среде. Кроме того, было потеряно около 3 миллиардов лет уникальной эволюционной истории, говорится в новом исследовании, опубликованном в журнале Science.

В то время как действия человека тысячелетиями приводят к глобальному сокращению видового богатства, последствия вымирания птиц для биоразнообразия малоизвестны. Новое исследование, проведенное под руководством Бирмингемского университета, подчеркивает серьезные следствия продолжающегося кризиса биоразнообразия и необходимость выявления экологических функций, утрачиваемых в результате вымирания.

От хорошо задокументированного додо до недавно объявленной вымершей в 2023 году певчей птицы Kauaʻi ʻōʻōʻ, ученые в настоящее время имеют доказательства того, что по меньшей мере 600 видов птиц вымерли в результате действий человека, начиная с позднего плейстоцена, когда современные люди начали распространяться по всему миру. Используя наиболее полный на сегодняшний день набор данных о всех известных случаях вымирания птиц в позднем плейстоцене и голоцене, авторы работы рассматривают не только количество вымерших видов, но и более широкие последствия для планеты.

Ведущий автор исследования доктор Том Мэтьюс из Бирмингемского университета пояснил: «Огромное количество видов птиц, которые вымерли, конечно, является большой частью кризиса, но мы также должны обратить внимание на то, что каждый вид имеет свою функцию в окружающей среде и поэтому играет действительно важную роль в экосистеме. Некоторые птицы борются с вредителями, поедая насекомых, птицы-падальщики перерабатывают мертвую материю, другие едят фрукты и рассеивают семена, позволяя вырастить больше растений и деревьев, а некоторые, например колибри, являются очень важными опылителями. Когда эти виды вымирают, вместе с ними исчезает и та важная роль, которую они играют (функциональное разнообразие)».

В дополнение к функциональному разнообразию каждый вид несет в себе определенную эволюционную историю, поэтому, когда он вымирает, он как бы обрубает ветвь древа жизни, и всё связанное с этим филогенетическое разнообразие также теряется. Масштаб антропологических вымираний птиц на сегодняшний день привел к потере около 3 миллиардов лет уникальной эволюционной истории и 7% глобального функционального разнообразия птиц, что значительно больше, чем ожидалось.

Учитывая широкий спектр важных экологических функций, выполняемых птицами, потеря птичьего функционального разнообразия будет иметь далеко идущие последствия. К ним относятся: сокращение опыления цветов, уменьшение распространения семян, нарушение нисходящего контроля над популяциями насекомых, включая многих вредителей и переносчиков болезней, а также увеличение числа вспышек заболеваний из-за сокращения потребления трупов. Кроме того, уменьшение глобальной орнитофауны, зафиксированное в исследовании, вероятно, повлияет на способность многих видов растений отслеживать нынешние и будущие изменения климата.

Доктор Мэтьюс заключает: «Эти результаты – своевременное напоминание о том, что нынешний кризис вымирания связан не только с численностью видов. Выявив снижение функционального и филогенетического разнообразия птиц, вызванное действиями человека, мы подчеркиваем необходимость понимания и прогнозирования влияния прошлых антропогенных вымираний на функционирование экосистем, чтобы подготовиться к масштабам ожидаемых будущих потерь от прогнозируемого полного вымирания 1000 видов птиц в течение следующих двух столетий. Эта информация жизненно важна для определения эффективных целей глобальных стратегий сохранения, а также усилий по восстановлению экосистем и дикой природы».

[Фото: Palaeontological Artist & Avian Palaeontologist Julian P. Hume]

Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Уважаемые коллеги!

           В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:

        Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479,                      Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.

           Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru

 

АКТУАЛЬНО

 

     17−19 декабря 2024 года

     Белорусский государственный университет

     Пятая международная научная конференция

     «Математическое моделирование и дифференциальные уравнения»,

     посвященная столетию со дня рождения Е.А. Иванова и Н.И. Бриша 

 

      11 декабря 2024 г.

      Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Республика Беларусь)

      Международный круглый стол «Психология: рефлексия настоящего в контексте будущего»

         

      Минобранауки России:

      Целевое обучение в организациях высшего образования

      Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

      Федеральный институт педагогических измерений:

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года

    методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года

      итоговое собеседование

      видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ

 

        Обучающие мероприятия для родителей 

        База знаний "Я-родитель"

 

   Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

        ученые-исследователи.рф

 

      Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

        https://gossluzhba.gov.ru/

 

       Обсуждение проектов нормативных правовых актов

     Проект "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета"

 

      Проект "О внесении изменений в порядок проведения экспертной оценки предварительных отчетов о реализации исследовательских программ (проектов) в рамках предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 10 января 2022 г. № 14"

 

    Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

    Проект совместного приказа Минпросвещения России и Рособрнадзора "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году"

 

     Проект прииказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.13 Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта"

 

      Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.11 Разработка и управление программным обеспечением"

 

    Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации  от 6 апреля 2023 г. № 240"

 

 

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Уточнённый годовой отчёт Министерства просвещения Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2023 год

 

Доклад об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год

 

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019–2024 годы, утвержденного 11.03.2019, и прилагаемого к нему Плана-графика мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования за 2023 год

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Российский статистический ежегодник. 2023

Раздел. Образование

Раздел. Наука и инновации

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

Образование в цифрах. 2023

Наука. Технологии. Инновации. 2024

Индикаторы инновационной деятельности. 2024

Индикаторы образования. 2024

Индикаторы науки. 2024