Интернет-издание «Мел» опубликовало материал, посвященный Индексу качества общего образования. Директор Росаккредагентства, руководитель-координатор межведомственной рабочей группы по снижению бюрократической нагрузки Наталья Алтыникова ответила на вопросы журналистов.
О смысле индекса качества общего образования
Мы понимаем, что все учителя и директора школ устали от проверок и озлоблены из-за бесконечных мониторингов, но, критикуя, нужно предлагать. Сейчас такая ситуация, что методов оценивания школ на федеральном и региональном уровнях много: собирается масса данных обо всем подряд, и их настолько много, что с ними даже не работают, всё расфокусировано, акценты на нужных людям аспектах качества образования не расставлены. Все устали от бюрократии, и я борюсь с лишним заполнением бумаг, отчетов, информационных систем, мониторингов с непонятными показателями и данными.
Я в этом вижу смысл своей жизни — освободить людей от гнета жуткой бюрократии.
Нужно обратить внимание на главное с точки зрения качества образования, и мы решили создать индекс, который включает 69 показателей. Что важно — он станет не «еще одной проверкой», а единственным мониторингом, но сначала нужно посмотреть, как он будет работать во всех регионах. Поэтому говорить, что Рособрнадзор вводит очередной мониторинг в новом учебном году, неправильно.
В 2024-м будет проходить только апробация системы, и ни учителя, ни школы не почувствуют давления новой отчетности или новых тестирований.
Мы 6 лет проводили исследование в рамках национального проекта «Образование», чтобы понять, насколько учителя, дети и их родители удовлетворены качеством общего образования в России. Чего они ждут, какие проблемы их тревожат, какие факторы для них самые важные для хорошего образования? Вот главные из них.
Компетентный учитель: личностные качества педагога, знание предмета, знание методики, умение выстроить коммуникацию с детьми, создать комфортную психологическую атмосферу;
Комфортная среда и безопасность в школе: туалеты с кабинками, охрана, техническая оснащенность, наличие учебных материалов;
Индивидуализация обучения: то, как в школе выявляют потребности ребенка, как подходят к процессу обучения. Все хотят, чтобы учитывали именно их интересы, их способности и образовательные потребности;
Возможность дополнительного образования: занятия рисованием, спортом, театральным искусством и другими хобби в стенах школы, чтобы никуда не возить ребенка;
Высокие образовательные результаты: позволят продолжать дальнейшее обучение и стать успешным.
Что нужно сделать, чтобы обеспечить всё это? Сначала выявить, чего не хватает в конкретных школах и регионах, потом — направить на эти недостатки внимание не только директора школы, но и местных властей. Допустим, учителя в школе хорошие, но оснащения нет, туалет на улице, кабинеты химии без пробирок — значит, надо решать проблему: на уровне школы, региона или страны.
Но чтобы выявить минусы, надо всё проследить по показателям индекса, которые разрабатывались не в кабинетах Рособрнадзора, а во время обсуждений с директорами школ, родителями, детьми и учителями. Нам было важно, чтобы новая система мотивировала людей, а не приводила их в ужас, не устрашала увольнениями, не подталкивала обманывать и замыливать проблемы, чтобы никого не ругали и чтобы показатели были понятны.
Появится ли дополнительная отчетность
Данные по образовательным результатам, среде и обеспеченности учителями мы будем собирать из форм отчетности, которые школы и так сдают каждый год. Результаты ВПР и ГИА получим из баз Рособрнадзора, остальные — из статистических форм ОО-1 и ОО-2. Ничего дополнительного школам заполнять не нужно.
Единственный пункт, для которого нужно раз в год проводить диагностическую работу, — компетентность учителей. Сразу скажу, что это не что-то новое: Рособрнадзор уже 10 лет выборочно проверяет методологические и предметные знания педагогов.
Зачем проверять педагогов
Во-первых, проверка учителей важна, потому что дети часто ходят к репетиторам и их результаты экзаменов не отображают уровня подготовки педагога. А мы хотим, чтобы школьники не занимались дополнительно, чтобы ни родители не тратили свои деньги, ни дети — свое время. Знания нужно получать на уроках, а для этого нужна полная картина компетентности учителей.
Во-вторых, не для того, чтобы сказать, хороший учитель или нет, поощрить его или наказать. А чтобы выявить профессиональные дефициты педагогов и понять, каких знаний по предмету или методики им не хватает. По сути, мы оцениваем не учителей, а систему их подготовки, и всё это нужно, чтобы регионы зашевелились, начали развивать адресную систему повышения квалификации и повернулись наконец в сторону педагогов.
Например, во время апробации индекса в одном из регионов мы выяснили, что 80% учителей биологии испытывают затруднения в области строения клетки, почти 70% — в знании и понимании теории эволюции, около 50% — в понимании митоза и мейоза. Что дальше делать с этими результатами? Понятно, что из вуза не все вышли отличниками, у каждого есть дефицит, неосвоенная тема, и пока всё, что предлагается учителю, — либо самому освоить трудную тему, либо пойти на курсы повышения квалификации, которые есть в каждом регионе.
Только все они предлагают курсы формата «всё обо всем» на 120 часов, а педагогу просто нужно подтянуть себя по одной теме и не тратить слишком много времени. Но адресных программ у нас нет. У нас в стране с этим большая проблема: у педагогов одни потребности, им нужна помощь в одних вопросах, а система повышения квалификации предлагает совершенно другое, и прогресса мы пока не наблюдаем.
Я каждый год выступаю перед институтами повышения квалификации, перед министерствами и показываю реальные дефициты учителей, обращаюсь к ним и говорю: «Коллеги, запускайте адресные программы повышения квалификации, учителям не нужно вот это всё обо всем. Им нужна точечная помощь».
Поэтому мы и собираем данные. Если у нас будет информация по каждому региону, мы сможем с ней прийти к местным властям, в региональные педагогические вузы и институты повышения квалификации и сказать, какое у них качество образования и что требуется учителям для улучшения результатов. Власти же выделяют для этого средства, в их интересах настроить эффективную систему поддержки педагогов и школ.
Почему проверяют только обязательные и естественно-научные предметы
В стране проблема с кадрами, нам не хватает специалистов в инженерной области, сельском хозяйстве, здравоохранении, строительстве, авиаконструировании и ракетной отрасли, в основе которых лежат эти предметы. Мы много говорим о формировании технологического суверенитета РФ, и нам нужны люди, чтобы развивать свое сельское хозяйство, свою промышленность, медицину. Чтобы они были, кто-то должен поступить в специализированные вузы, а значит, сдать ЕГЭ по физике, химии, биологии.
Но мы каждый год видим, что число выпускников, которые выбирают эти предметы, уменьшается и сдают их хуже, чем раньше. Нам нужно понять, почему так происходит, поэтому пока мы уделяем внимание этим дисциплинам. Но это не значит, что другие предметы проверять не надо — надо, но сейчас в индекс качества мы включаем приоритет страны — улучшить естественно-научное образование, чтобы у нас появились кадры. Значит, в фокусе внимания учителя по этим предметам.
Что мы видим? Во многих школах биологию и физику выпускники почти не выбирают. Надо задать вопрос учителям, как же они так работали, что не смогли никого заинтересовать и никто не выбрал их предметы. А еще надо понять, что с их компетентностью. Некоторые учителя боятся, что дети выберут их предмет на ЕГЭ, потому что сомневаются в себе и, как следствие, не уверены в результате учеников. Так быть не должно.
В каком формате будут проводиться тестирования педагогов
Ничего нового в тестированиях не будет — мы проводили подобные диагностические работы в течение десяти лет, и теперь они просто будут включены в индекс. Это не поголовная проверка всех российских учителей: от каждого региона нам нужна будет выборка из 100–150 человек, которые за неделю пройдут компьютерное тестирование. Как правило, его организуют в оборудованных классах, чтобы у педагогов была возможность обратиться к техническим специалистам и все сдали работу примерно в одно время.
Задания включают в себя вопросы о методиках обучения (в том числе темы использования современных технологий, специфики работы с детьми с ОВЗ, объективного оценивания детей) и о знании предмета. Много писанины не потребуется, большинство вопросов — с выбором вариантов ответа или с зданиями, где нужно что-то соотнести.
Знаю, что учителя воспринимают это как ВПР для педагогов, но нет, наша диагностика не такого формата. Нам просто нужна честная картина знаний педагогов и их дефицитов, а если учителя что-то станут списывать, договариваться об одинаковых ответах, система повышения квалификации не получит нужной информации. Мы не сможем помочь педагогам, и их будут продолжать сгонять на курсы «всё обо всем».
Рекомендуем посетить:
Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Инновационная инфраструктура и основные показатели
инновационной деятельности субъектов Российской Федерации
Уважаемые преподаватели, аспиранты, студенты, учащиеся, родители учащихся!
Предлагаем высказать Ваше мнение по вопросу сохранения или отмены Единого государственного экзамена.
Для этого можно выслать электронное письмо на нашу электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
11-13 ОКТЯБРЯ 2024 ГОДА
Обучающие мероприятия для родителей
Обсуждение проекта нормативного правового акта
Российский статистический ежегодник. 2023
Статистические сборники Высшей школы экономики
Наука. Технологии. Инновации. 2024
Индикаторы инновационной деятельности. 2024