Мы знаем, что парниковые газы, такие как углекислый газ, должны увеличивать количество осадков. Выбросы нагревают атмосферу, вызывая двойной эффект: более теплые океаны облегчают испарение воды, а теплый воздух может удерживать больше водяного пара, а значит, больше влаги может выпасть в виде дождя. Но на протяжении большей части XX века увеличение количества осадков не было четко выражено в данных.
Исследование, проведенное учеными из Национальной лаборатории имени Лоуренса Беркли (Berkeley Lab), показывает, что ожидаемое увеличение количества осадков было в значительной степени компенсировано иссушающим эффектом аэрозолей – выбросов, подобных диоксиду серы, которые образуются при сжигании топлива и обычно считаются загрязнением воздуха или смогом. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.
До 1970-х годов ожидаемое увеличение осадков компенсировалось аэрозолями. Но «Закон о чистом воздухе» привел к резкому снижению уровня загрязнения воздуха в США. «Аэрозольная маскировка была отключена совершенно неожиданно. Это означает, что количество осадков может увеличиться гораздо быстрее, чем мы могли бы предсказать», – переживают ученые.
Традиционные климатические модели не могут с уверенностью предсказать влияние человека на количество осадков в масштабах меньше континента, а ведь именно на региональном уровне происходит большинство адаптаций и смягчений последствий изменения климата. Используя новый метод и опираясь на данные, полученные с помощью датчиков дождя с 1900 по 2020 год, исследователи смогли более точно определить, как деятельность человека повлияла на количество осадков.
В частности, в исследовании показано, как выбросы парниковых газов и аэрозолей влияют на средние и экстремальные осадки. Исследователи подтвердили, что увеличение выбросов парниковых газов, которые быстро рассеиваются по всей планете, вызывает увеличение количества осадков. Влияние аэрозолей более тонкое. В долгосрочной перспективе аэрозоли охлаждают планету, что вызывает эффект иссушения. Но они также оказывают более быстрое, локальное воздействие, которое зависит от сезона: они уменьшают количество осадков зимой и весной и усиливают их летом и осенью.
Сезонность очень важна. Для осадков характер изменения климата зависит от того, о каком сезоне идет речь, поскольку различные погодные системы создают осадки в разные периоды года. Отслеживание аэрозолей и их более полное включение в модели и симуляции будет иметь важное значение для улучшения прогнозов, используемых для проектирования инфраструктуры и управления водными ресурсами.
Соединенные Штаты уже видели примеры недавнего увеличения количества осадков: за последнее время было несколько интенсивных, рекордных штормов. Работа показывает, что увеличение количества экстремальных осадков, вызванное повышением температуры океана, будет становиться все более очевидным в течение этого десятилетия. Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)
[Фото: Berkeley Lab]
Рекомендуем посетить:
Десятилетие науки и технологий
Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
Русское географическое общество
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Российская общественная инициатива
Образовательный центр «Сириус»
Уважаемые коллеги!
В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:
Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.
Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
Научно-образовательный центр принимает предложения по совершенствованию образования и научной деятельности в России для направления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации, а также для размещения на портале "Российская общественная инициатива".
Предложения принимаются в свободной форме на электронную почту sci-idea@mail.ru.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
3‑4 апреля 2025 года
VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ЭКОНОМИКА»
Сроки подачи заявок и материалов докладов: до 25 марта 2025 г.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
26-27 июня 2025 г.
V Международная научно-практическая конференция
«Проблемы современного востоковедения»
Прием материалов и регистрация — до 20.04.2025 г.
ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА
XIII Международная научно-практическая конференция «Молодость. Интеллект. Инициатива»
Дата проведения: 25 апреля 2025 г.
VIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы источниковедения»
Дата проведения: 24-26 апреля 2025 г.
Дата проведения: 16-17 мая 2025 г.
Дата проведения: 19-20 мая 2025 г.
Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.
Целевое обучение в организациях высшего образования
Молодые ученые (достижения и поддержка)
Федеральный институт педагогических измерений:
видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ
Обучающие мероприятия для родителей
Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников
Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)
Обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере образования и науки
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 февраля 2021 года № 118
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2013 года № 1199
"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА
Российский статистический ежегодник. 2023
Статистические сборники Высшей школы экономики
Наука. Технологии. Инновации. 2024
Индикаторы инновационной деятельности. 2024
Международный день родного языка
Международный день лесов
21 марта
Всемирный день водных ресурсов
22 марта
Всемирный метеорологический день
Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Вольта,
итальянского учёного, исследователя в области электрических явлений,