Археологи определили, что древние люди, жившие в Мезмайской пещере на Северном Кавказе, уже 31 тысячу лет назад использовали многокомпонентные краски. Они состояли из битума и белой и красной глины с белковым связующим на основе желатинового клея. Чтобы получить такой клей, люди кипятили кожу или кости животных. На сегодняшний день это самое древнее свидетельство кипячения в истории. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в Journal of Archaeological Science.
На Северном Кавказе находится всемирно известный археологический памятник — Мезмайская пещера. Это место на протяжении десятков тысяч лет служило стоянкой сначала для неандертальцев (в период от 100–70 до 40 тыс. лет назад), а потом и для людей современного вида (39–23 тыс. лет назад). Уникальная сохранность органических материалов позволяет использовать образцы из этой пещеры при генетических исследованиях человека и животных, а также изучать остатки органики на каменных и костяных орудиях, а также украшениях.
Археологи из АНО «Лаборатория доистории» (Санкт-Петербург) в ходе раскопок в Мезмайской пещере обнаружили костяные украшения эпохи верхнего палеолита (возрастом 31–23 тыс. лет назад). Исследователи предположили, что на поверхности некоторых изделий сохранились следы краски, и передали четыре украшения из костей, зубов и бивня мамонта коллегам из Института нефтехимического синтеза имени А.В. Топчиева РАН (г. Москва). С помощью комплексной методики ученым удалось определить на археологических образцах химический состав древних красок.
Одним из изученных украшений стала небольшая — около 18 мм в длину — подвеска из кости возрастом около 31–27,5 тыс. лет. С обеих сторон она покрыта слоем черного красящего вещества. Еще одна подвеска изготовлена из зуба копытного животного, вероятно, кавказского тура, и имеет возраст 25,5–23,2 тыс. лет. Вокруг части отверстия, в которое вдевалась нить, а также на корне зуба сохранились остатки красного вещества.
Третий исследованный предмет — нашивка-бусина из бивня мамонта, возраст которой оценивается в 27–22,5 тыс. лет. Она имеет форму, близкую к прямоугольнику с закругленными краями и отверстием в центре. В левом верхнем углу находки авторы обнаружили орнамент из шести проколов в виде точек, а на обеих поверхностях артефакта заметили остатки веществ черного и красного цвета.
Наконец, четвертое украшение представляет собой плоскую нашивку-бусину возрастом около 25,5–23,2 тыс. лет, сделанную из бивня мамонта. Эта нашивка имеет почти квадратную форму с тремя закругленными сторонами и одной прямой. В ее центре располагается небольшое отверстие, а с обеих сторон украшения сохранились остатки черного вещества.
Спектральный анализ показал, что химический состав черной краски на украшениях соответствует органическому пигменту битуму, а красной — минеральному красителю красному болюсу или каолину. Исследователи определили, что в древних красках присутствуют следы белкового соединения, которое, вероятнее всего, выполняло роль клея и делало краситель более стойким. Этот компонент красителя стал крайне важной находкой, поскольку получить его можно было только искусственным путем, прокипятив кожу или кости животных. Таким образом, находка стала самым древним на сегодняшний день примером использования кипячения.
«Наше исследование впервые показало, что люди верхнего палеолита, жившие около 31 тысячи лет назад, декорировали украшения красками сложного состава из органических и неорганических компонентов. Особенно важным открытием стало то, что они использовали желатиновый животный клей. Битум, красный болюс и каолин люди могли добывать в природных источниках, однако клей возможно было получить только искусственно с применением кипячения. В дальнейшем мы планируем продолжить исследовать артефакты Мезмайской пещеры», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Любовь Голованова, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник АНО «Лаборатория доистории».
Авторы подчеркивают, что исследование личных украшений, в том числе техник их окрашивания в разные цвета, лучше, чем любой другой аспект материальной культуры, позволяет проследить развитие символического мышления и систем социального самосознания у людей каменного века.
Информация предоставлена пресс-службой Российского научного фонда
Источник фото: ru.123rf.com
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)
Рекомендуем посетить:
Десятилетие науки и технологий
Русское географическое общество
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Уважаемые коллеги!
В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:
Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.
Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет приглашает принять участие в VII Международной научно-практической конференции «ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ».
Срок проведения – 28 февраля 2025 г.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.
Русское географическое общество объявляет о старте всероссийского туристско-краеведческого конкурса «Лучший наставник по путешествиям». Его цель — выявить и поощрить лучшие практики туристско-краеведческой деятельности педагогических работников образовательных организаций, способствовать развитию и популяризации внутреннего туризма, природных маршрутов и туристических объектов России.
Конкурс реализуется среди педагогических работников образовательных организаций, участвующих в организации и реализации туристско-краеведческой деятельности в детской и молодежной среде.
Регистрация на сайте конкурса, фотоотчет участников о проведенном туристском мероприятии в 2023/2024 учебном году. Сроки: декабрь 2024 года – январь 2025 года.
Подробности конкурса и форма для заявки на участие — на специальном сайте «Лучший наставник по путешествиям».
Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.
Целевое обучение в организациях высшего образования
Молодые ученые (достижения и поддержка)
Федеральный институт педагогических измерений:
видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ
Обучающие мероприятия для родителей
Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников
Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)
Обсуждение проектов нормативных правовых актов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 февраля 2021 года № 118
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2013 года № 1199
"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА
Российский статистический ежегодник. 2023
Статистические сборники Высшей школы экономики
Наука. Технологии. Инновации. 2024
Индикаторы инновационной деятельности. 2024