Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Ученые МГУ с коллегами впервые подробно описали рельеф местности на момент обитания людей на стоянках Быки на территории Курской области. Так, с помощью геофизических методов авторы исследования выяснили, что в эпоху позднего каменного века — 21-18 тысяч лет назад — исследуемая территория была покрыта возвышенными песчаными дюнами, чередующимися с округлыми впадинами. Возвышенности древние люди выбрали для своих стоянок, поскольку они обеспечивали хороший обзор, а впадины, в то время представлявшие собой озера, служили источником воды. Эти открытия позволяют понять, как наши предки приспосабливались к различным ландшафтам. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда, опубликованы в журнале L’Anthropologie.

Жизнь людей эпохи каменного века была неразрывно связана с окружающей природной средой, поэтому ученые, исследующие их поселения, стараются понять не только, как выглядели древние жилища и их обитатели, но и какой ландшафт окружал человека, каким был климат, какие растения и животные существовали вокруг. Как и сегодня, климат позднеледникового периода постепенно менялся, а вместе с ним менялось и природное окружение человека. Знания о естественной среде обитания жителей палеолита — эпохи, датируемой на территории Восточно-Европейской равнины примерно 40-10 тысячами лет назад — помогают понять, как люди адаптировались к меняющимся природным условиям.

Ученые МГУ с коллегами из Института географии РАН и Курчатовского краеведческого музея (Курчатов) впервые провели комплексное исследование на территории археологического памятника «Быки» в Курской области, чтобы определить, какой рельеф окружал существовавшие на этом месте 21–18 тысяч лет назад стоянки и как он использовался людьми.

Очень часто людей каменного века представляют исключительно как охотников на мамонтов. Это неудивительно, ведь на большинстве стоянок Восточно-Европейской равнины находят огромное количество костей этих гигантов. Однако на стоянках Быки жили кочевники, которые охотились на копытных животных — северных оленей и лошадей, — а также на пушного зверя, например, зайца. Кочевой образ жизни поселенцев приводил к тому, что обитатели то покидали стоянку, то возвращались на нее.

Современный рельеф на месте стоянок Быки значительно отличается от древнего из-за того, что в 1970-х годах здесь проводилось строительство очистных сооружений. Чтобы «заглянуть» под поверхность земли и описать древний ландшафт территории, не вскрывая толщу земли, исследователи использовали геофизические методы: георадиолокацию, магниторазведку, а также заверочное бурение и топографическую съемку. Комбинация этих подходов позволила получить трехмерную карту древнего рельефа, предположить место, где может быть новая стоянка. В результате раскопок на этом месте был обнаружен ненарушенный культурный слой.

«Георадиолокация и магниторазведка нередко применяются при изучении более поздних, чем палеолитические, археологических памятников. Однако люди каменного века не оставили сооружений, которые мы могли бы обнаружить с помощью этих методов. Поэтому у нас была число геологическая задача: мы пытались выявить следы древних форм рельефа, скрытые под поздними отложениями, и реконструировать, как они выглядели раньше. Для стоянок эпохи палеолита на Восточно-Европейской равнине этот комплекс применяется впервые», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, научный сотрудник геологического факультета МГУ, руководитель геофизической группы Института географии РАН Светлана Бричёва.

Авторы определили, что к моменту появления первых людей в Быках (около 21 тысячи лет назад) естественный рельеф представлял собой сочетание возвышенных песчаных дюн и округлых впадин — так называемых «степных блюдец», которые появились в результате таяния вечной мерзлоты. Сегодня такой пейзаж можно встретить в северных регионах России, где сохраняется многолетняя мерзлота. Более молодые отложения, заполняющие эти впадины, свидетельствуют о том, что в них была вода, то есть на территории стоянок были многочисленные древние озера. При этом исследование показало, что стоянки находились на возвышенности: такое положение обеспечивало наилучшую видимость во всех направлениях, а озера могли служить источником воды для людей в каменном веке.

«Сотрудничество археологов и геофизиков оказалось весьма результативным. Наши открытия заключаются в разгадке самого механизма того, как наши предки приспосабливались к особенностям микрорельефа местности и учились его использовать. В частности, мы предполагаем, что песчаные возвышенности с одной стороны могли служить удобной обзорной площадкой, а с другой — их подветренные стороны могли использоваться в качестве укрытия от сильного ветра. Использованный нами комплексный подход открывает широкие перспективы для поиска новых стоянок древнего человека в Курском Посеймье и дает пищу для новых гипотез о стратегиях жизнедеятельности древнего человека», — рассказывает археолог, участник проекта, поддержанного грантом РНФ, начальник Курчатовской палеолитической экспедиции, главный научный сотрудник Курчатовского краеведческого музея Наталья Ахметгалеева.

Авторы планируют применить предложенный подход для исследования других памятников палеолита на Восточно-Европейской равнине, таких как Авдеевская стоянка в Курской области, стоянка Хотылево в Брянской области, Зарайская стоянка в Московской области.

ФОТО: Отбор образцов из скважин вблизи стоянки Быки-2. На фото Мария Тарасова. Источник: Светлана Бричёва

https://msu.ru

Уважаемые коллеги!

           В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:

        Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479,                      Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.

           Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru

 

АКТУАЛЬНО

 

        БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Экономический факультет приглашает принять участие в VII Международной научно-практической конференции «ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ». 

        Срок проведения – 28 февраля 2025 г.

        Информационное письмо

 

        БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

        ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

      Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.

         Информационное письмо

     

 

         ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА

 

77 Региональная научно-практическая конференция преподавателей, научных сотрудников и аспирантов «Наука – образованию, производству, экономике»

Дата проведения: 28 февраля 2025 г.

 

XIII Международная научно-практическая конференция «Молодость. Интеллект. Инициатива»

Дата проведения: 25 апреля 2025 г.

 

VIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы источниковедения»

Дата проведения: 24-26 апреля 2025 г.

 

Международная научно-практическая конференция «Региональная ономастика: проблемы и перспективы исследования»

Дата проведения: 16-17 мая 2025 г.

 

Международный научно-методический семинар «Специфика языкового образования в различных коммуникативно-речевых средах»

Дата проведения: 19-20 мая 2025 г.

 

 

          Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.

          Приказ Минпросвещения России от 5 ноября 2024 года № 769
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий"

 

      Минобрнауки России:

      Целевое обучение в организациях высшего образования

      Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

      Федеральный институт педагогических измерений:

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года

    методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года

      итоговое собеседование

      видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ

 

        Обучающие мероприятия для родителей 

        База знаний "Я-родитель"

 

   Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

        ученые-исследователи.рф

 

      Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

        https://gossluzhba.gov.ru/

 

       Обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере образования и науки

   

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. № 678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"

 

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6 апреля 2023 г. № 240"

 

Проект приказа Минпросвещения России "Об установлении квот на стипендии Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, на 2025/26 учебный год"

 

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"

 

Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы"

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)    
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

от 24 февраля 2021 года № 118

"Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)

"Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 октября 2013 года № 1199

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Уточнённый годовой отчёт Министерства просвещения Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2023 год

 

Доклад об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год

 

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019–2024 годы, утвержденного 11.03.2019, и прилагаемого к нему Плана-графика мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования за 2023 год

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Российский статистический ежегодник. 2023

Раздел. Образование

Раздел. Наука и инновации

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

Образование в цифрах. 2023

Наука. Технологии. Инновации. 2024

Индикаторы инновационной деятельности. 2024

Индикаторы образования. 2024

Индикаторы науки. 2024