Ученые химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» опубликовали результаты своей работы в высокорейтинговом журнале Chemosphere. Статья Unexpected Nanoscale CeO2 Structural Transformations Induced by Ecologically Relevant Phosphate Species посвящена анализу взаимодействия наночастиц диоксида церия с водорастворимыми фосфатами, в результате которого образуется ранее неизвестное нерастворимое соединение – двойной фосфат натрия-церия(IV). Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (грант № 22-73-10056).
Диоксид церия (CeO2), как и другие соединения этого редкоземельного металла, широко используется в современной технике – на его основе создаются абразивы для микроэлектроники, катализаторы дожига угарного газа, твердотельные топливные элементы и другая высокотехнологичная продукция. В последнее время в научной литературе также широко обсуждаются перспективы использования диоксида церия в составе бактерицидных, ранозаживляющих и солнцезащитных композиций.
Церий широко распространен в природе – например, по имеющимся оценкам, в земной коре его в 3–4 раза больше, чем свинца. В то же время из-за особенностей химических свойств он не имеет собственных минералов и относится к рассеянным элементам. Основными промышленными источниками церия являются некоторые минералы (в том числе сложные оксиды), имеющие магматическое или гидротермальное происхождение, то есть сформировавшиеся в условиях высоких температур и обладающие очень низкой растворимостью в воде.
Возможно ли взаимодействие малорастворимых соединений церия с водными растворами солей при обычных условиях? Российские ученые поставили прецизионный и очень длительный лабораторный эксперимент и подробно изучили, как диоксид церия взаимодействует с растворами фосфатов – солей, имеющих важнейшее промышленное и биохимическое значение. Более двух лет они наблюдали за трансформациями оксида церия и тщательно фиксировали концентрацию церия в растворе. Результаты показали, что некоторые фосфатные соединения церия (IV), которые ранее синтезировали искусственным образом и исключительно при высоких температурах, способны образовываться и в условиях, приближенных к природным. Примечательно, что примеры известных к настоящему времени стабильных фосфатов церия(IV) можно пересчитать по пальцам.
Работу комментирует Татьяна Плахова, автор исследования и сотрудник химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: «Мы показали, что в присутствии фосфат-ионов в растворе диоксид церия способен превращаться в новое, ранее неизвестное соединение, причем скорость этого превращения зависит от размера частиц оксида. Обнаруженный нами новый двойной фосфат натрия-церия(IV) обладает высокой термодинамической устойчивостью».
Особенностью проведенного исследования стало использование самых передовых методов физико-химического анализа. Комбинация методов, основанных на использовании синхротронного излучения, – прецизионной рентгеновской дифракции и анализа тонкой структуры спектров рентгеновского поглощения – позволила детально охарактеризовать новое кристаллическое соединение церия со сложной анизотропной структурой. Исследователи установили, что превращение CeO2 в новое соединение происходит не по классическому механизму растворения-перекристаллизации, а включает в себя ориентированное сращивание кристаллитов и рост новой фазы на поверхности оксидных частиц.
«Диоксид церия – это поистине уникальный материал, и области его применения будут только расширяться, при этом крайне важно понимать, как он взаимодействует с компонентами природных систем в долгосрочной перспективе. В этом исследовании мы снова подтвердили, что химические свойства CeO2 зачастую не укладываются в рамки классических представлений, а описание поведения малорастворимых соединений в водных растворах требует привлечения новых и оригинальных концепций», – прокомментировал один из авторов работы, доктор химических наук, член-корреспондент РАН Владимир Иванов.
Результаты проведенного исследования не только открывают новые грани неорганической химии соединений церия, но и способствуют пониманию поведения в природных условиях химических аналогов церия – радиоактивных тория, урана, нептуния и плутония. Полученные знания важны с точки зрения экологического и радиационного мониторинга, прогнозирования поведения соединений этих элементов в различных средах, а также для разработки новых неорганических материалов.
Информация и иллюстрация предоставлены пресс-службой химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Источник иллюстрации: коллектив исследователей
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)
Рекомендуем посетить:
Десятилетие науки и технологий
Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
Русское географическое общество
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Российская общественная инициатива
Образовательный центр «Сириус»
Уважаемые коллеги!
В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:
Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.
Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
Научно-образовательный центр принимает предложения по совершенствованию образования и научной деятельности в России для направления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации, а также для размещения на портале "Российская общественная инициатива".
Предложения принимаются в свободной форме на электронную почту sci-idea@mail.ru.
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
3‑4 апреля 2025 года
VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ЭКОНОМИКА»
Сроки подачи заявок и материалов докладов: до 25 марта 2025 г.
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
26-27 июня 2025 г.
V Международная научно-практическая конференция
«Проблемы современного востоковедения»
Прием материалов и регистрация — до 20.04.2025 г.
ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА
XIII Международная научно-практическая конференция «Молодость. Интеллект. Инициатива»
Дата проведения: 25 апреля 2025 г.
VIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы источниковедения»
Дата проведения: 24-26 апреля 2025 г.
Дата проведения: 16-17 мая 2025 г.
Дата проведения: 19-20 мая 2025 г.
Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.
Целевое обучение в организациях высшего образования
Молодые ученые (достижения и поддержка)
Федеральный институт педагогических измерений:
видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ
Обучающие мероприятия для родителей
Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников
Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)
Обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере образования и науки
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 февраля 2021 года № 118
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 октября 2013 года № 1199
"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА
Российский статистический ежегодник. 2023
Статистические сборники Высшей школы экономики
Наука. Технологии. Инновации. 2024
Индикаторы инновационной деятельности. 2024
Международный день родного языка
Международный день лесов
21 марта
Всемирный день водных ресурсов
22 марта
Всемирный метеорологический день
Алессандро Джузеппе Антонио Анастасио Вольта,
итальянского учёного, исследователя в области электрических явлений,