Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Ученые химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН и Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» опубликовали результаты своей работы в высокорейтинговом журнале Chemosphere. Статья Unexpected Nanoscale CeO2 Structural Transformations Induced by Ecologically Relevant Phosphate Species посвящена анализу взаимодействия наночастиц диоксида церия с водорастворимыми фосфатами, в результате которого образуется ранее неизвестное нерастворимое соединение – двойной фосфат натрия-церия(IV). Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда (грант № 22-73-10056).

Диоксид церия (CeO2), как и другие соединения этого редкоземельного металла, широко используется в современной технике – на его основе создаются абразивы для микроэлектроники, катализаторы дожига угарного газа, твердотельные топливные элементы и другая высокотехнологичная продукция. В последнее время в научной литературе также широко обсуждаются перспективы использования диоксида церия в составе бактерицидных, ранозаживляющих и солнцезащитных композиций.

Церий широко распространен в природе – например, по имеющимся оценкам, в земной коре его в 3–4 раза больше, чем свинца. В то же время из-за особенностей химических свойств он не имеет собственных минералов и относится к рассеянным элементам. Основными промышленными источниками церия являются некоторые минералы (в том числе сложные оксиды), имеющие магматическое или гидротермальное происхождение, то есть сформировавшиеся в условиях высоких температур и обладающие очень низкой растворимостью в воде.

Возможно ли взаимодействие малорастворимых соединений церия с водными растворами солей при обычных условиях? Российские ученые поставили прецизионный и очень длительный лабораторный эксперимент и подробно изучили, как диоксид церия взаимодействует с растворами фосфатов – солей, имеющих важнейшее промышленное и биохимическое значение. Более двух лет они наблюдали за трансформациями оксида церия и тщательно фиксировали концентрацию церия в растворе. Результаты показали, что некоторые фосфатные соединения церия (IV), которые ранее синтезировали искусственным образом и исключительно при высоких температурах, способны образовываться и в условиях, приближенных к природным. Примечательно, что примеры известных к настоящему времени стабильных фосфатов церия(IV) можно пересчитать по пальцам.

Работу комментирует Татьяна Плахова, автор исследования и сотрудник химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова: «Мы показали, что в присутствии фосфат-ионов в растворе диоксид церия способен превращаться в новое, ранее неизвестное соединение, причем скорость этого превращения зависит от размера частиц оксида. Обнаруженный нами новый двойной фосфат натрия-церия(IV) обладает высокой термодинамической устойчивостью».

Особенностью проведенного исследования стало использование самых передовых методов физико-химического анализа. Комбинация методов, основанных на использовании синхротронного излучения, – прецизионной рентгеновской дифракции и анализа тонкой структуры спектров рентгеновского поглощения – позволила детально охарактеризовать новое кристаллическое соединение церия со сложной анизотропной структурой. Исследователи установили, что превращение CeO2 в новое соединение происходит не по классическому механизму растворения-перекристаллизации, а включает в себя ориентированное сращивание кристаллитов и рост новой фазы на поверхности оксидных частиц.

«Диоксид церия – это поистине уникальный материал, и области его применения будут только расширяться, при этом крайне важно понимать, как он взаимодействует с компонентами природных систем в долгосрочной перспективе. В этом исследовании мы снова подтвердили, что химические свойства CeO2 зачастую не укладываются в рамки классических представлений, а описание поведения малорастворимых соединений в водных растворах требует привлечения новых и оригинальных концепций», – прокомментировал один из авторов работы, доктор химических наук, член-корреспондент РАН Владимир Иванов.

Результаты проведенного исследования не только открывают новые грани неорганической химии соединений церия, но и способствуют пониманию поведения в природных условиях химических аналогов церия – радиоактивных тория, урана, нептуния и плутония. Полученные знания важны с точки зрения экологического и радиационного мониторинга, прогнозирования поведения соединений этих элементов в различных средах, а также для разработки новых неорганических материалов.

Информация и иллюстрация предоставлены пресс-службой химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Источник иллюстрации: коллектив исследователей

Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Уважаемые коллеги!

           В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:

        Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479,                      Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.

           Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru

 

АКТУАЛЬНО

 

    Научно-образовательный центр принимает предложения по совершенствованию образования и научной деятельности в России для направления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации, а также для размещения на портале "Российская общественная инициатива". 

             Предложения принимаются в свободной форме на электронную почту sci-idea@mail.ru.

 

       

        БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

       

        ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

        3‑4 апреля 2025 года

        VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

        «БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ЭКОНОМИКА»

        Сроки подачи заявок и материалов докладов: до 25 марта 2025 г.

        Информационное письмо

      

        ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

      Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.

         Информационное письмо

 

         ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

         26-27 июня 2025 г. 

         V Международная научно-практическая конференция 

         «Проблемы современного востоковедения» 
         Прием материалов и регистрация — до 20.04.2025 г.

         Информационное письмо 


       

         ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА

 

XIII Международная научно-практическая конференция «Молодость. Интеллект. Инициатива»

Дата проведения: 25 апреля 2025 г.

 

VIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы источниковедения»

Дата проведения: 24-26 апреля 2025 г.

 

Международная научно-практическая конференция «Региональная ономастика: проблемы и перспективы исследования»

Дата проведения: 16-17 мая 2025 г.

 

Международный научно-методический семинар «Специфика языкового образования в различных коммуникативно-речевых средах»

Дата проведения: 19-20 мая 2025 г.

 

 

          Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.

          Приказ Минпросвещения России от 5 ноября 2024 года № 769
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий"

 

      Минобрнауки России:

      Целевое обучение в организациях высшего образования

      Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

      Федеральный институт педагогических измерений:

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года

    методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года

      итоговое собеседование

      видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ

 

        Обучающие мероприятия для родителей 

        База знаний "Я-родитель"

 

   Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

        ученые-исследователи.рф

 

      Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

        https://gossluzhba.gov.ru/

 

       Обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере образования и науки

   

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. № 678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"

 

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6 апреля 2023 г. № 240"

 

Проект приказа Минпросвещения России "Об установлении квот на стипендии Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, на 2025/26 учебный год"

 

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"

 

Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы"

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)    
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

от 24 февраля 2021 года № 118

"Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)

"Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 октября 2013 года № 1199

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Уточнённый годовой отчёт Министерства просвещения Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2023 год

 

Доклад об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год

 

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019–2024 годы, утвержденного 11.03.2019, и прилагаемого к нему Плана-графика мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования за 2023 год

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Российский статистический ежегодник. 2023

Раздел. Образование

Раздел. Наука и инновации

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

Образование в цифрах. 2023

Наука. Технологии. Инновации. 2024

Индикаторы инновационной деятельности. 2024

Индикаторы образования. 2024

Индикаторы науки. 2024