Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Ученые Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, Морского гидрофизического института РАН и МФТИ обнаружили новый механизм изменчивости циркуляции антарктических вод во впадинах Мирового океана и показали, что даже небольшие вихри на поверхности способны изменять, а в некоторых случаях даже останавливать, придонные течения на глубине более 4000 метров. Эти течения важны с точки зрения климата — именно они переносят наиболее холодные воды из Антарктики к экватору. Физические механизмы, влияющие на это движение, важны для понимания того, как океан перераспределяет тепло между низкими и высокими широтами. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Глубинные течения, а также их временная изменчивость остаются наименее изученной частью циркуляции Мирового океана: они невидимы со спутников, не охвачены большинством автономных станций и редко моделируются численными способами. В итоге большинство исследований основано на очень дорогих и трудоемких наблюдениях со специализированных научно-исследовательских судов. В отличие от поверхностных течений, на абиссальную (зона глубин более 3000 м) циркуляцию существенное влияние оказывает рельеф дна. Так, ключевыми точками, обеспечивающими перенос антарктических донных вод между океаническими котловинами, являются глубоководные проходы, каналы, впадины, желоба и зоны разломов на дне океана. Мониторинг течений в этих ключевых точках и дает основные данные о глубинном водообмене между соседними котловинами.

«Рельеф дна Мирового океана нам известен меньше, чем поверхность Луны или некоторых других планет. При этом именно он полностью определяет глубоководные течения, которые остаются самым неизученным звеном океанической циркуляции. В то время как течения в верхнем слое океана хорошо видны со спутников и достаточно точно рассчитываются с помощью современных компьютерных моделей, придонная циркуляция на глубине трех-четырех километров, как правило, недоступна для таких автоматических методов. Основным методом исследования остаются экспедиции и измерения непосредственно на месте. Однако удаленность районов исследования, глубины в несколько километров и большие пространственные масштабы исследуемых течений делают эти работы крайне сложными, и течения во многих абиссальных каналах и проходах до сих пор ни разу не измерялись. Именно эти, пока тайные течения океана и являются предметом исследования нашей лаборатории», — рассказал о проекте Дмитрий Фрей, ведущий научный сотрудник лаборатории гидрологических процессов Института океанологии им. Ширшова РАН, доцент кафедры термогидромеханики океана МФТИ.

Ученые проводили исследования в Атлантическом океане, глубинный слой которого заполнен холодной и плотной водой с потенциальной температурой ниже 2 °C. Эта водная масса занимает более трети всего объема Мирового океана, и ее распространение на север является основным компонентом термохалинной циркуляции — типа водообмена, который образуется в результате разницы в плотности воды. Термохалинная циркуляция зависит также от температуры и солености воды и оказывает влияние на климат Земли в глобальном масштабе.

Особое внимание ученых привлекает канал Вима — узкий, длинный канал протяженностью 700 километров на дне, который соединяет две крупномасштабные котловины Юго-Западной Атлантики: Аргентинскую и Бразильскую. В канале Вима наблюдается одно из самых сильных абиссальных течений в Мировом океане — скорость потока может превышать полметра в секунду, что всего вдвое медленнее Гольфстрима, а расход воды через канал как минимум в 10 раз превышает сток Амазонки — самой полноводной реки в мире. Этим потоком и был промыт канал Вима — процесс происходит десятки миллионов лет, и сейчас высота стенок канала достигает 500 метров. Подобные глубоководные каналы являются ключевыми точками, контролирующими придонную циркуляцию: они определяют пути распространения донных вод, влияют на водообмен между океаническими котловинами и задают потенциальную температуру в придонном слое Мирового океана.

Исторически ученые получали знания о глубинной циркуляции главным образом по данным измерений термохалинных свойств (температуры и солености) воды, а не по прямым измерениям скорости течений. Однако в узких проходах наподобие канала Вима поток существенным образом ускоряется и его структура становится более информативной, что привлекает к нему внимание исследователей всего мира. При этом измерения, выполненные в канале в течение последних 40 лет, показали, что донные воды в этом районе стабильно теплеют, при этом тренд температуры составляет 0,0019 °C в год. Сопоставимые тренды потепления наблюдаются в океанских глубинах разных регионов. Ранее измерения показали, что придонная скорость в зависимости от местоположения в канале достигает 55 см/с, однако наблюдения, выполненные в разное время с начала 1980-х годов, выявили наличие изменчивости как в скорости придонного потока, так и в его потенциальной температуре.

«Канал Вима является уникальной природной лабораторией, позволяющей нам исследовать крупномасштабные течения в абиссали Мирового океана. В данном случае на примере канала удалось исследовать временную изменчивость течений, механизмы которой остаются малоизученными. Ученым известно, что периодически поток в канале Вима практически полностью останавливается, а периодически, наоборот, ускоряется почти в два раза. Движущей силой для потока воды в канале является накопленная потенциальная энергия: Аргентинская и Бразильская котловина, по сути, являются сообщающимися сосудами, заполненными водой разной плотности. Поскольку вода в абиссали Аргентинской котловины более холодная и, соответственно, более тяжелая, формируется поток воды через канал в Бразильскую котловину, где воды в абиссали более теплые и легкие. Таким образом, причины возникновения течения известны, но вот почему наблюдается такая сильная изменчивость? Ответа на этот вопрос нет, и механизмы подобных изменений крайне сложно отследить из-за почти полного отсутствия данных на таких глубинах. Цель нашей работы — приблизиться к пониманию изменчивости абиссальных течений и показать, что процессы на поверхности океана имеют более существенную связь с придонной циркуляцией, чем считалось ранее», — подчеркнул Дмитрий Фрей.

Ученые предложили простое объяснение наблюдаемых изменений придонного течения в канале Вима, включая периодические остановки течения. Основная идея состоит в том, что мезомасштабные вихри (круговые движения воды в верхнем слое океана) изменяют гидростатическое давление во всей толще воды. Гидростатическое давление на входе в канал отличается от давления на выходе, и эта разница заставляет глубинные воды проходить через канал. Естественно предположить, что изменения давления приводят к изменению скорости глубинного течения.

«За счет большей плотности вод в Аргентинской котловине давление на входе в канал всегда выше, чем на выходе, — эта разница и создает силу, которая приводит в движение воду в канале. В нашей работе мы обнаружили, что это давление существенным образом зависит от процессов на поверхности. Локальные изменения уровня моря, связанные в первую очередь с проходом циклонических и антициклонических вихрей, приводят к изменению давления не только в верхнем слое океана, но и во всей его толще вплоть до абиссальных глубин. При этом изменения уровня моря хорошо отслеживаются с космических спутников. При сопоставлении данных со спутников и данных подводной автономной обсерватории, установленной на глубине 4500 м в канале Вима, была обнаружена четкая корреляция между процессами на поверхности и в глубине океана. Процессы на поверхности оказались достаточно сильными, чтобы повлиять на скорость течения на глубине более четырех километров, а раньше считалось, что на такой глубине это влияние несущественно», — заключил Дмитрий Фрей.

Подводная обсерватория, позволившая ученым сделать такой вывод, простояла на дне канала Вима в течение почти четырех лет. Помимо исследования динамики течений, такие данные позволяют фиксировать долговременный тренд потепления абиссальных вод. Эти данные также используются для настройки современных компьютерных моделей, позволяющих рассчитывать всю трехмерную циркуляцию Мирового океана. Физический механизм, описанный в представленном исследовании, открывает дискуссию о важности мезомасштабных вихрей и процессов на границе океана и атмосферы в водообмене между глубоководными котловинами, переносе тепла в океане и возможных реакциях океана на наблюдаемое повышение уровня моря в условиях меняющегося климата.

ФОТО: Географическое расположение канала Вима © Дмитрий Фрей, Дмитрий Борисов

Информация и фото предоставлены Центром научной коммуникации МФТИ

Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Уважаемые коллеги!

           В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:

        Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479,                      Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.

           Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru

 

АКТУАЛЬНО

 

    Научно-образовательный центр принимает предложения по совершенствованию образования и научной деятельности в России для направления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации, а также для размещения на портале "Российская общественная инициатива". 

             Предложения принимаются в свободной форме на электронную почту sci-idea@mail.ru.

 

       

        БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

       

        ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

        3‑4 апреля 2025 года

        VI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

        «БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ЭКОНОМИКА»

        Сроки подачи заявок и материалов докладов: до 25 марта 2025 г.

        Информационное письмо

      

        ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

      Кафедра романского языкознания приглашает ученых, преподавателей вузов, учителей, докторантов, аспирантов, магистрантов принять участие в работе Международной научной конференции «Романия: языковое и культурное наследие-2025», посвященной 85-летнему юбилею филологического факультета БГУ 20-21 мая 2025 г.

         Информационное письмо

 

         ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

         26-27 июня 2025 г. 

         V Международная научно-практическая конференция 

         «Проблемы современного востоковедения» 
         Прием материалов и регистрация — до 20.04.2025 г.

         Информационное письмо 


       

         ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА

 

XIII Международная научно-практическая конференция «Молодость. Интеллект. Инициатива»

Дата проведения: 25 апреля 2025 г.

 

VIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы источниковедения»

Дата проведения: 24-26 апреля 2025 г.

 

Международная научно-практическая конференция «Региональная ономастика: проблемы и перспективы исследования»

Дата проведения: 16-17 мая 2025 г.

 

Международный научно-методический семинар «Специфика языкового образования в различных коммуникативно-речевых средах»

Дата проведения: 19-20 мая 2025 г.

 

 

          Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.

          Приказ Минпросвещения России от 5 ноября 2024 года № 769
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий"

 

      Минобрнауки России:

      Целевое обучение в организациях высшего образования

      Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

      Федеральный институт педагогических измерений:

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года

    методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года

      итоговое собеседование

      видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ

 

        Обучающие мероприятия для родителей 

        База знаний "Я-родитель"

 

   Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

        ученые-исследователи.рф

 

      Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

        https://gossluzhba.gov.ru/

 

       Обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере образования и науки

   

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. № 678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников"

 

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6 апреля 2023 г. № 240"

 

Проект приказа Минпросвещения России "Об установлении квот на стипендии Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, на 2025/26 учебный год"

 

Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458"

 

Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана воспитательной работы"

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)    
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

от 24 февраля 2021 года № 118

"Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)

"Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 октября 2013 года № 1199

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Уточнённый годовой отчёт Министерства просвещения Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2023 год

 

Доклад об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год

 

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019–2024 годы, утвержденного 11.03.2019, и прилагаемого к нему Плана-графика мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования за 2023 год

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Российский статистический ежегодник. 2023

Раздел. Образование

Раздел. Наука и инновации

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

Образование в цифрах. 2023

Наука. Технологии. Инновации. 2024

Индикаторы инновационной деятельности. 2024

Индикаторы образования. 2024

Индикаторы науки. 2024