Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

"Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!"

                        (А.С. Пушкин)

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета и Томского политехнического университета применили разработанную в XIX веке концепцию «ключ-замок» к сложным неорганическим молекулам — полиоксометаллатам (ПОМ) — и нашли, что соединения катионов иодония могут быть для них «ключом», запуская избирательное взаимодействие между ионами. Благодаря этому можно создавать материалы с заданными свойствами и новые катализаторы.

Результаты исследования опубликованы во флагманском научном журнале Королевского химического общества Chemical Science.

Взаимодействие ферментов и субстратов в химии описал немецкий ученый Эмиль Фишер в 1894 году. Фишер заметил, что ферменты (биологические катализаторы) взаимодействуют со своими субстратами (молекулами, на которые они воздействуют) очень специфическим образом. Он сравнил это взаимодействие с ключом, который подходит только к определенному замку.

Эта аналогия помогла объяснить, почему ферменты так избирательны в своей работе. Подобно тому, как ключ должен иметь правильную форму, чтобы открыть замок, молекула субстрата должна точно соответствовать активному центру фермента, чтобы произошла химическая реакция.

Концепция «ключ-замок» используется химиками до сих пор. Более того, она развивается и нашла применение в различных областях химии, в том числе в неорганической химии. Ученые СПбГУ и ТПУ применили принцип «ключ-замок» к сложным неорганическим молекулам — полиоксометаллатам (ПОМ). ПОМ — это крупные анионные кластеры, состоящие из атомов кислорода и переходных металлов, таких как молибден или вольфрам. Они обладают уникальными свойствами и находят применение в катализе, материаловедении и даже медицине.

«В ходе исследования ученые обнаружили, что определенный тип ПОМ — анион [β-Mo₈O₂₆]⁴⁻ — проявляет избирательность во взаимодействии с катионами иодония. Это взаимодействие можно описать, используя аналогию "ключ-замок". В данном случае катион иодония выступает в роли "ключа", а анион ПОМ — в роли "замка". Интересно, что эта избирательность проявляется только для одного изомера (вида) ПОМ», — рассказал один из ключевых авторов исследования почетный профессор СПбГУ, академик РАН Вадим Кукушкин.

По его словам, это взаимодействие обусловлено образованием особого типа межмолекулярных взаимодействий между катионом и анионом — галогенных связей. Галогенные связи в последние годы привлекают все больше внимания исследователей из-за их уникальных свойств и потенциального применения в создании новых материалов.

Ученые отмечают, что данное исследование демонстрирует фундаментальные принципы, такие как концепция «ключ-замок». Полученные результаты могут найти неожиданное применение в современной химии. В перспективе это открытие дает новые возможности для создания материалов с заданными свойствами, основанных на специфических взаимодействиях между ионами. Например, такие системы могут быть использованы для создания новых типов сенсоров, способных селективно распознавать определенные ионы в растворе.

Другой важный горизонт, который открывает эта работа, — разработка новых катализаторов. ПОМ уже используются в катализе, но возможность точно контролировать их взаимодействие с другими молекулами открывает путь к созданию еще более эффективных и селективных катализаторов.

Данная работа стала возможна благодаря коллаборации специалистов различных областей СПбГУ и ТГУ в рамках научно-образовательного кластера «Менделеев». СПбГУ выступает координатором, содействует разработке и реализации проектов, требующих объединения потенциалов и ресурсов организаций — участников кластера «Менделеев».

«Подобно принципу "ключ-замок" в молекулярном мире сотрудничество между ТПУ и СПбГУ демонстрирует комплементарность в науке. ТПУ с техническим опытом выступает "ключом", а СПбГУ с фундаментальной базой — "замком". Их взаимодействие, как идеальное молекулярное соответствие, создает синергию, открывая новые перспективы в исследовании химических процессов и создании инновационных материалов», — отметил Вадим Кукушкин.


Информация предоставлена пресс-службой СПбГУ

Источник фото: ru.123rf.com

Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

АКТУАЛЬНО

 

_____Научно-образовательный центр принимает предложения по совершенствованию деятельности в сфере образования, молодёжной политики и науки в Российкой Федерации для направления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации, а также для размещения на портале "Российская общественная инициатива". 

_____Предложения принимаются как в виде официальных писем от юридических лиц, так и в свободной форме от физических лиц на электронную почту sci-idea@mail.ru.

 

 

Результаты

Международного конкурса научно-исследовательских работ

«CULTURE, SCIENCE AND TECHNOLOGY – 2025»

(9-11 июня 2025 г.)

 

 

Уважаемые участники конкурса, руководители!

 

_____Подведены итоги Международного конкурса научно-исследовательских работ «CULTURE, SCIENCE AND TECHNOLOGY – 2025» (Российская Федерация, г. Чебоксары, 9-11 июня 2025 г.) (далее – Конкурс).

_____В соответствии с тематикой поступивших на конкурс работ были образованы дополнительные направления.

_____Протокол результатов Конкурса можно скачать по ссылке – ПРОТОКОЛ результатов Международного конкурса научно-исследовательских работ «CULTURE, SCIENCE AND TECHNOLOGY – 2025» (Российская Федерация, г. Чебоксары, 9-11 июня 2025 г.).

_____Список победителей и призёров Конкурса по возрастным группам: учащиеся 1-4 классов, учащиеся 5-8 классов, учащиеся 9-11 классов приведен в приложении №1 к протоколу Конкурса.

_____Список победителей и призёров Конкурса по возрастным группам: студенты организаций среднего профессионального образования, студенты организаций высшего образования, аспиранты и дипломированные специалисты приведен в приложении №2 к протоколу Конкурса.

_____Рассылка наградных материалов будет осуществляться 11-18 июня 2025 года. Все участники конкурса получают дипломы в соответствии с итогами конкурса, всем руководителям вручаются благодарности.  

_____Если наградные материалы не поступят в вышеуказанные сроки, либо поступят чужие благодарности и дипломы, либо наградные материалы будут иметь дефекты, опечатки, просим сообщить на электронную почту sci21@mail.ru или по тел. +79093013453 (контактное лицо - Леснов Алексей Владимирович) для повторного направления наградных материалов, исправления ошибок, дефектов.

_____Обращаем внимание, что в отдельных случаях электронные письма с наградными материалами могут попасть в папки Спам, Рассылки.

_____Работы, участвовавшие в настоящем Конкурсе, могут направляться без ограничений на последующие конкурсы, проводимые научно-образовательным центром.

_____Отзывы и замечания по вопросам организации конкурса, оформления наградных материалов можно направить на электронный адрес научно-образовательного центра sci-idea@mail.ru.

_____Желаем участникам и руководителям дальнейших успехов, новых интересных идей, новых добрых начинаний!

 

 

       РОСМОЛОДЁЖЬ

____Росмолодёжь приглашает к участию в форумах на платформе Росмолодёжь. Форумы

 

 

        БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

       

       

_____V Международная научная конференция «Русская и белорусская литературы рубежа XX–XXI веков»

_____Место проведения конференции: Белорусский государственный университет, филологический факультет.

_____Дата проведения конференции: 9‒10 октября 2025 года.

_____Рабочие языки конференции: белорусский, русский.

_____Срок подачи заявок: до 15 июня 2025 года. Заявки направляются на электронную почту  ruslit@bsu.by

         Информационное письмо

 

         

         ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

_____11-й Международный конгресс по информатике: информационные системы и технологии (CSIST'2025), Беларусь, Минск, 29-31 октября 2025 года

_____Регистрация участников (со 2 апреля 2025 года) и представление текстов докладов - до 10 сентября 2025 г.

         Информационное письмо


       

         ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА

 

_____Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых

_____«XIX Машеровские чтения»

_____Дата проведения: октябрь 2025 г.

 

_____III Международная научно-практическая конференция

_____«Охрана и популяризация культурного наследия: мировой и отечественный опыт»

_____Дата проведения: октябрь 2025 г.

 

 

          ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ

 

 

_____III (ХVI) Международная научно-практическая конференция

_____«Методологические, теоретические и практические аспекты физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

_____Дата проведения: 9-10 октября 2025 г.

_____Регистрация: до 29 августа 2025 г.

         Информационное письмо

 

       

_____Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.

_____Приказ Минпросвещения России от 5 ноября 2024 года № 769
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий"

 

_____Приказы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

_____от 7 мая 2025 г. № 991 "Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также перечня учебных предметов, по которым проводятся всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2025/2026 учебном году",

_____от 7 мая 2025 года № 990 "Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году"

 

 

      Минобрнауки России:

Целевое обучение в организациях высшего образования

Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

_____Рособрнадзор: 

         ГИА-11

         ГИА-9

 

_____Федеральный институт педагогических измерений:

_____Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

_____Основной государственный экзамен (ОГЭ)

_____Государственный выпускной экзамен (ГВЭ-9)

 

_____Обучающие мероприятия для родителей 

         База знаний "Я-родитель"

 

_____Федеральный проект

         «Передовые инженерные школы»

 

_____Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

         ученые-исследователи.рф

 

_____Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

         https://gossluzhba.gov.ru/

 

_____Предлагаем принять участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов, в том числе проектов, касающихся сферы образования и науки на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)    
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

от 24 февраля 2021 года № 118

"Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)

"Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 октября 2013 года № 1199

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 апреля 2025 года № 269

"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Отчёты о деятельности Министерства просвещения Российской Федерации

 

Публичная декларация целей и задач Министерства просвещения Российской Федерации

 

План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и отчёты о его исполнении 

 

Публичная декларация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и отчёты о её исполнении

 

Планы и отчёты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Статистические издания Федеральной службы государственной статистики

 

Статистические сборники Высшей школы экономики