Исследование, проведенное на собаках, показало, что пространственная структура хроматина играет важную роль в эволюции социального поведения. Хроматин, компактная форма ДНК, не только упаковывает генетический материал, но и играет важнейшую роль в регуляции генов. Данное исследование, проведённое учеными из Венгрии, показывает, что как линейная последовательность ДНК, так и ее трехмерная конфигурация связаны с дружелюбным поведением, сформировавшимся в результате одомашнивания собак, что дает новое представление о молекулярных механизмах, лежащих в основе социальных признаков.
На такие поведенческие черты, как общительность, влияют многочисленные гены, их взаимодействие, факторы окружающей среды и индивидуальный жизненный опыт.
Поскольку влияние одного гена трудно обнаружить, в 2017 году доктор Бриджетт фон Холдт, профессор Принстонского университета, и ее команда выявили специфические элементы в гене собак GTF2I, связанные с синдромом Вильямса-Бурена (ВБ) у людей, который характеризуется повышенной общительностью, чрезвычайным дружелюбием и черепно-лицевыми аномалиями. Полученные данные позволили предположить, что дружелюбность у собак тоже связана с изменениями в GTF2I.
«Этот ген играет роль в развитии нейронов и путей, связанных с тревожностью и общительностью, и, вероятно, является ключевым фактором, определяющим дружелюбное поведение, сформировавшееся в результате одомашнивания. В исследовании мы стремились выяснить, как генетические варианты влияют на 3D-структуру ДНК, содержащую этот ген», — говорит фонХольдт, ведущий автор публикации в BMC Genomics.
«Ген GTF2I имеет несколько вариантов, причем древний, волкоподобный вариант встречается у трех из десяти человек. Нам было интересно, как именно древние и более современные варианты влияют на его функцию. Варианты гена происходят от ретротранспозонов, которые являются мобильными, саморазмножающимися элементами ДНК.
Исследователи изучили интронный участок гена, который не производит генный продукт, но, вероятно, влияет на пространственную структуру хроматина — комплекса ДНК и белков, из которых состоят хромосомы, — и вызывает различия в экспрессии генов.
«Образцы ствола мозга были взяты у домашних собак, подвергшихся эвтаназии по медицинским показаниям и переданных для исследований. Мы изучали только собак без серьезных заболеваний нервной системы», — объясняет доктор Энико Кубиньи. Исследуемый ген регулирует экспрессию других генов, поэтому его экспрессия ожидается во всем мозге.
Исследование показало, что древние и современные варианты GTF2I по-разному влияют на форму петли хроматина.
«Новые регуляторные сегменты ДНК, вызванные вставками ретротранспозонов, обычно удаляются из генома. Интересно, что в пределах интрона гена GTF2I древний геном волка в значительной степени кооптирует вставленный сегмент, в то время как современный геном собаки отвергает его. Наличие или отсутствие этого ретротранспозона связано с изменением трехмерной структуры хроматина в GTF2I, что, возможно, оказывает последующее влияние на пути, регулирующие внеклеточный матрикс и сплайсинг GTF2I. Это похоже на случай с людьми, где многие пациенты с ВБ имеют черепно-лицевые аномалии, объясняемые аномалиями внеклеточного матрикса и измененной функцией GTF2I. По сути, мы сообщаем о предполагаемой молекулярной конвергенции между гиперсоциальным поведением у собак и синдромом Вильямса-Бурена у человека», — подчеркивает доктор Дхрити Тандон, первый автор исследования.
Когда у одних видов сохраняется одна и та же мутация, а у других нет — как это видно на примере различий между волками и собаками, — регуляторный эффект, вероятно, эволюционно значим. В отсутствие ретротранспозонов петля ДНК, присутствующая у волков, не образуется у собак, что может объяснить некоторые различия в нейрокогнитивных профилях и, следовательно, в социальном поведении этих двух видов.
Исследователи надеются, что их результаты покажут, что на поведение влияет не только последовательность геномных оснований, но и их трехмерная структура.
[Фото: Vanda Molnár]
Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)
Рекомендуем посетить:
Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)
Десятилетие науки и технологий
Федеральный портал "Российское образование"
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Навигатор для современных родителей "Растим детей"
Проект "Школа Минпросвещения России"
Уважаемые коллеги!
В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:
Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479, Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.
Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru
АКТУАЛЬНО
17−19 декабря 2024 года
Белорусский государственный университет
Пятая международная научная конференция
«Математическое моделирование и дифференциальные уравнения»,
посвященная столетию со дня рождения Е.А. Иванова и Н.И. Бриша
11 декабря 2024 г.
Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Республика Беларусь)
Международный круглый стол «Психология: рефлексия настоящего в контексте будущего»
Целевое обучение в организациях высшего образования
Молодые ученые (достижения и поддержка)
Федеральный институт педагогических измерений:
видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ
Обучающие мероприятия для родителей
Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников
Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)
Обсуждение проектов нормативных правовых актов
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ
"О науке и государственной научно-технической политике"
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145
"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370
"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА
Российский статистический ежегодник. 2023
Статистические сборники Высшей школы экономики
Наука. Технологии. Инновации. 2024
Индикаторы инновационной деятельности. 2024