Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

Исследование, проведенное на собаках, показало, что пространственная структура хроматина играет важную роль в эволюции социального поведения. Хроматин, компактная форма ДНК, не только упаковывает генетический материал, но и играет важнейшую роль в регуляции генов. Данное исследование, проведённое учеными из Венгрии, показывает, что как линейная последовательность ДНК, так и ее трехмерная конфигурация связаны с дружелюбным поведением, сформировавшимся в результате одомашнивания собак, что дает новое представление о молекулярных механизмах, лежащих в основе социальных признаков.

На такие поведенческие черты, как общительность, влияют многочисленные гены, их взаимодействие, факторы окружающей среды и индивидуальный жизненный опыт.

Поскольку влияние одного гена трудно обнаружить, в 2017 году доктор Бриджетт фон Холдт, профессор Принстонского университета, и ее команда выявили специфические элементы в гене собак GTF2I, связанные с синдромом Вильямса-Бурена (ВБ) у людей, который характеризуется повышенной общительностью, чрезвычайным дружелюбием и черепно-лицевыми аномалиями. Полученные данные позволили предположить, что дружелюбность у собак тоже связана с изменениями в GTF2I.

«Этот ген играет роль в развитии нейронов и путей, связанных с тревожностью и общительностью, и, вероятно, является ключевым фактором, определяющим дружелюбное поведение, сформировавшееся в результате одомашнивания. В исследовании мы стремились выяснить, как генетические варианты влияют на 3D-структуру ДНК, содержащую этот ген», — говорит фонХольдт, ведущий автор публикации в BMC Genomics

«Ген GTF2I имеет несколько вариантов, причем древний, волкоподобный вариант встречается у трех из десяти человек. Нам было интересно, как именно древние и более современные варианты влияют на его функцию. Варианты гена происходят от ретротранспозонов, которые являются мобильными, саморазмножающимися элементами ДНК.

Исследователи изучили интронный участок гена, который не производит генный продукт, но, вероятно, влияет на пространственную структуру хроматина — комплекса ДНК и белков, из которых состоят хромосомы, — и вызывает различия в экспрессии генов.

«Образцы ствола мозга были взяты у домашних собак, подвергшихся эвтаназии по медицинским показаниям и переданных для исследований. Мы изучали только собак без серьезных заболеваний нервной системы», — объясняет доктор Энико Кубиньи. Исследуемый ген регулирует экспрессию других генов, поэтому его экспрессия ожидается во всем мозге.

Исследование показало, что древние и современные варианты GTF2I по-разному влияют на форму петли хроматина.

«Новые регуляторные сегменты ДНК, вызванные вставками ретротранспозонов, обычно удаляются из генома. Интересно, что в пределах интрона гена GTF2I древний геном волка в значительной степени кооптирует вставленный сегмент, в то время как современный геном собаки отвергает его. Наличие или отсутствие этого ретротранспозона связано с изменением трехмерной структуры хроматина в GTF2I, что, возможно, оказывает последующее влияние на пути, регулирующие внеклеточный матрикс и сплайсинг GTF2I. Это похоже на случай с людьми, где многие пациенты с ВБ имеют черепно-лицевые аномалии, объясняемые аномалиями внеклеточного матрикса и измененной функцией GTF2I. По сути, мы сообщаем о предполагаемой молекулярной конвергенции между гиперсоциальным поведением у собак и синдромом Вильямса-Бурена у человека», — подчеркивает доктор Дхрити Тандон, первый автор исследования. 

Когда у одних видов сохраняется одна и та же мутация, а у других нет — как это видно на примере различий между волками и собаками, — регуляторный эффект, вероятно, эволюционно значим. В отсутствие ретротранспозонов петля ДНК, присутствующая у волков, не образуется у собак, что может объяснить некоторые различия в нейрокогнитивных профилях и, следовательно, в социальном поведении этих двух видов.

Исследователи надеются, что их результаты покажут, что на поведение влияет не только последовательность геномных оснований, но и их трехмерная структура.

[Фото: Vanda Molnár]

Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Уважаемые коллеги!

           В рамках подготовки обращений в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации принимаем предложения по внесению дополнений и изменений в федеральные программы:

        Федеральную научно-техническую программу развития генетических технологий на 2019-2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2019 года № 479,                      Федеральную научно-техническую программу развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 года №287.

           Предложения принимаются на электронную почту sci-idea@mail.ru

 

АКТУАЛЬНО

 

     17−19 декабря 2024 года

     Белорусский государственный университет

     Пятая международная научная конференция

     «Математическое моделирование и дифференциальные уравнения»,

     посвященная столетию со дня рождения Е.А. Иванова и Н.И. Бриша 

 

      11 декабря 2024 г.

      Витебский государственный университет имени П.М. Машерова (Республика Беларусь)

      Международный круглый стол «Психология: рефлексия настоящего в контексте будущего»

         

      Минобранауки России:

      Целевое обучение в организациях высшего образования

      Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

      Федеральный институт педагогических измерений:

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2025 года

     проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2025 года

    методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2024 года

      итоговое собеседование

      видеоконсультации разработчиков КИМ ЕГЭ

 

        Обучающие мероприятия для родителей 

        База знаний "Я-родитель"

 

   Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

        ученые-исследователи.рф

 

      Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

        https://gossluzhba.gov.ru/

 

       Обсуждение проектов нормативных правовых актов

     Проект "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета"

 

      Проект "О внесении изменений в порядок проведения экспертной оценки предварительных отчетов о реализации исследовательских программ (проектов) в рамках предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию отдельных мероприятий Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 10 января 2022 г. № 14"

 

    Проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

 

    Проект совместного приказа Минпросвещения России и Рособрнадзора "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году"

 

     Проект прииказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.13 Интеграция решений с применением технологий искусственного интеллекта"

 

      Проект приказа Минпросвещения России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.11 Разработка и управление программным обеспечением"

 

    Проект приказа Минпросвещения России "О внесении изменений в Порядок и условия осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации  от 6 апреля 2023 г. № 240"

 

 

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Уточнённый годовой отчёт Министерства просвещения Российской Федерации о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» за 2023 год

 

Доклад об итогах деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации за 2023 год и задачах на 2024 год

 

Доклад о реализации Плана деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на 2019–2024 годы, утвержденного 11.03.2019, и прилагаемого к нему Плана-графика мероприятий по реализации Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки документов стратегического планирования за 2023 год

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Российский статистический ежегодник. 2023

Раздел. Образование

Раздел. Наука и инновации

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

Образование в цифрах. 2023

Наука. Технологии. Инновации. 2024

Индикаторы инновационной деятельности. 2024

Индикаторы образования. 2024

Индикаторы науки. 2024