Научно-образовательный центр Science Idea 

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 - 78868 выдано Роскомнадзором 07.08.2020

"Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!"

                        (А.С. Пушкин)

Исследование, проведенное на собаках, показало, что пространственная структура хроматина играет важную роль в эволюции социального поведения. Хроматин, компактная форма ДНК, не только упаковывает генетический материал, но и играет важнейшую роль в регуляции генов. Данное исследование, проведённое учеными из Венгрии, показывает, что как линейная последовательность ДНК, так и ее трехмерная конфигурация связаны с дружелюбным поведением, сформировавшимся в результате одомашнивания собак, что дает новое представление о молекулярных механизмах, лежащих в основе социальных признаков.

На такие поведенческие черты, как общительность, влияют многочисленные гены, их взаимодействие, факторы окружающей среды и индивидуальный жизненный опыт.

Поскольку влияние одного гена трудно обнаружить, в 2017 году доктор Бриджетт фон Холдт, профессор Принстонского университета, и ее команда выявили специфические элементы в гене собак GTF2I, связанные с синдромом Вильямса-Бурена (ВБ) у людей, который характеризуется повышенной общительностью, чрезвычайным дружелюбием и черепно-лицевыми аномалиями. Полученные данные позволили предположить, что дружелюбность у собак тоже связана с изменениями в GTF2I.

«Этот ген играет роль в развитии нейронов и путей, связанных с тревожностью и общительностью, и, вероятно, является ключевым фактором, определяющим дружелюбное поведение, сформировавшееся в результате одомашнивания. В исследовании мы стремились выяснить, как генетические варианты влияют на 3D-структуру ДНК, содержащую этот ген», — говорит фонХольдт, ведущий автор публикации в BMC Genomics

«Ген GTF2I имеет несколько вариантов, причем древний, волкоподобный вариант встречается у трех из десяти человек. Нам было интересно, как именно древние и более современные варианты влияют на его функцию. Варианты гена происходят от ретротранспозонов, которые являются мобильными, саморазмножающимися элементами ДНК.

Исследователи изучили интронный участок гена, который не производит генный продукт, но, вероятно, влияет на пространственную структуру хроматина — комплекса ДНК и белков, из которых состоят хромосомы, — и вызывает различия в экспрессии генов.

«Образцы ствола мозга были взяты у домашних собак, подвергшихся эвтаназии по медицинским показаниям и переданных для исследований. Мы изучали только собак без серьезных заболеваний нервной системы», — объясняет доктор Энико Кубиньи. Исследуемый ген регулирует экспрессию других генов, поэтому его экспрессия ожидается во всем мозге.

Исследование показало, что древние и современные варианты GTF2I по-разному влияют на форму петли хроматина.

«Новые регуляторные сегменты ДНК, вызванные вставками ретротранспозонов, обычно удаляются из генома. Интересно, что в пределах интрона гена GTF2I древний геном волка в значительной степени кооптирует вставленный сегмент, в то время как современный геном собаки отвергает его. Наличие или отсутствие этого ретротранспозона связано с изменением трехмерной структуры хроматина в GTF2I, что, возможно, оказывает последующее влияние на пути, регулирующие внеклеточный матрикс и сплайсинг GTF2I. Это похоже на случай с людьми, где многие пациенты с ВБ имеют черепно-лицевые аномалии, объясняемые аномалиями внеклеточного матрикса и измененной функцией GTF2I. По сути, мы сообщаем о предполагаемой молекулярной конвергенции между гиперсоциальным поведением у собак и синдромом Вильямса-Бурена у человека», — подчеркивает доктор Дхрити Тандон, первый автор исследования. 

Когда у одних видов сохраняется одна и та же мутация, а у других нет — как это видно на примере различий между волками и собаками, — регуляторный эффект, вероятно, эволюционно значим. В отсутствие ретротранспозонов петля ДНК, присутствующая у волков, не образуется у собак, что может объяснить некоторые различия в нейрокогнитивных профилях и, следовательно, в социальном поведении этих двух видов.

Исследователи надеются, что их результаты покажут, что на поведение влияет не только последовательность геномных оснований, но и их трехмерная структура.

[Фото: Vanda Molnár]

Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

Рекомендуем посетить:

 

Портал "Научная Россия"

Десятилетие науки и технологий

Научно-образовательный портал "Большая российская энциклопедия"

Медиатека издательства "Просвещение"

Российское военно-историческое общество

Русское географическое общество

Федеральный портал "Российское образование"

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 

Российская электронная школа

Навигатор для современных родителей "Растим детей"

Проект "Школа Минпросвещения России"

Российская общественная инициатива

Официальный интернет-ресурс для информирования о социально-экономической ситуации в России (объясняем.рф)

Агентство национально значимых коммуникаций 

Образовательный центр «Сириус»

Национальный портал в сфере Искусственного интеллекта

Центр компетенций НТИ

"Водород как основа низкоуглеродной экономики"

 

АКТУАЛЬНО

 

_____Научно-образовательный центр принимает предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ в части улучшения условий самозанятости для педагогических работников в целях подготовки и направления обращения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. 

_____Предложения принимаются как в виде официальных писем от юридических лиц, так и в свободной форме от физических лиц на электронную почту sci-idea@mail.ru.

 

 

_____Приглашаем принять участие в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «EDUCATION AND SCIENCE – 2026» (далее – Конкурс). Организацию и проведение Конкурса осуществляет научно-образовательный центр «Science Idea» (далее – научно-образовательный центр).

_____Конкурс проводится в заочной форме.

_____В Конкурсе могут принять участие учащиеся школ и организаций дополнительного образования, студенты организаций среднего профессионального образования, студенты и аспиранты организаций высшего образования, дипломированные специалисты (преподаватели, сотрудники организаций).

_____Автором 1 научно-исследовательской работы может быть только 1 человек. Каждый участник может представить неограниченное число работ.              

_____Научно-исследовательская работа, представленная участником, может быть выполнена под руководством руководителя, либо может быть выполнена участником самостоятельно без руководителя.

_____Для участия в Конкурсе оплачивается организационный взнос в размере 600 рублей за 1 научно-исследовательскую работу (реквизиты для оплаты указаны в Положении о Конкурсе).

_____Приём материалов на Конкурс осуществляется с 1 декабря 2025 г. до 30 декабря 2025 г. (включительно) на электронную почту sci21@mail.ru (контактное лицо – Леснов Алексей Владимирович, тел. +79093013453).

_____Подведение итогов Конкурса состоится 14-16 января 2026 года.

_____Результаты Конкурса будут опубликованы на официальном сайте научно-образовательного центра https://sci-idea.ru/ (на главной странице в разделе «Актуально») 19 января 2026 года.

_____По итогам конкурса определяются победители (I место), призёры (II место и III место). По решению жюри призовое место может быть присуждено одновременно двум участникам.

_____Каждый участник за каждую представленную им работу награждается дипломом, руководителю за каждую работу, подготовленную под его руководством, вручается благодарность.

_____Дипломы и благодарности в электронном цветном варианте (скан-образы) направляются на электронную почту, указанную в заявке на участие в Конкурсе.

_____Контактные данные: sci21@mail.ru (Леснов Алексей Владимирович, тел. +79093013453, страница в социальной сети https://vk.com/id323023447).

_____Скачать Положение о Конкурсе.

_____Примечание: из суммы организационных взносов будет осуществлена оплата работы жюри, работ по оформлению дипломов и благодарностей.

 

 

_____Национальные проекты России

 

_____Россия — страна возможностей

 

_____Российский союз ректоров

 

_____Стартовал приём заявок на создание новых молодёжных лабораторий

 

_____Российский научный фонд

 

_____Российский фонд фундаментальных исследований

 

_____Фонд перспективных исследований

 

_____Российский форум «Микроэлектроника»

 

_____Большая конференция "ПРИОРИТЕТ — ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО"

 

_____ТЕХНО НАСТАВНИКИ

Проект предполагает создание системы подготовки наставников из студентов инженерных направлений обучения для массового вовлечения детей и молодежи в приоритетные направления федерального проекта "Наука и кадры для производства средств производства и автоматизации" национального проекта по обеспечению технологического лидерства "Средства производства и автоматизации"

 

_____Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту 2025

_____для учеников 8-11 классов и иностранных обучающихся

 

_____{ код будущего }

_____БЕСПЛАТНЫЕ КУРСЫ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ

_____Для школьников 8-11 классов и студентов колледжей

_____#C++ #Python #Python и анализ данных #1C программирование #SQL  #Аналитика

 

_____Всероссийский агродиктант

 

_____Российское общество «Знание»

 

_____Всероссийский проект «Первые в науке»

 

_____Проект "Научная Вселенная Первых"

 

_____ЛЕДОКОЛ ЗНАНИЙ 2025

 

_____КОНКУРС КОМАНД ВУЗОВ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

_____ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

_____ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ ПРИ МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

_____Академия Минпросвещения России

 

_____ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА МЕЧТЫ»

 

_____ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРЕМИЯ МОЛОДЁЖНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ «ВРЕМЯ МОЛОДЫХ»

 

_____Зимний университет по инженерным наукам

 

_____Движение Первых

 

_____НАУКА БУДУЩЕГО — НАУКА МОЛОДЫХ

 

_____«Обучение служением» — это уникальный образовательный подход, благодаря которому студенты и школьники реализуют проекты по решению реальных общественно значимых задач совместно с НКО, государством и бизнесом в рамках учебного процесса

 

_____Федеральные стажировки от Программы «ГосСтарт» 

 

_____Научное волонтерство — инициатива Десятилетия науки и технологий

 

_____Единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей

 

_____Университетские смены – проект, который помогает школьникам и студентам колледжей определиться с выбором будущей профессии, а также получить ценный опыт и знания, которые пригодятся в дальнейшей учебе и карьере

 

_____Летний университет - знакомство иностранной молодежи с потенциалом российского образования

 

_____Платформа университетского технологического предпринимательства — проект, инициированный Минобрнауки России для поддержки и развития технологического предпринимательства и создания в стране высокотехнологичных стартапов на базе университетов

 

_____Программа Студтуризм

 

_____Программа "Горизонты возможностей": помощь иностранным выпускникам российских вузов найти работу в России или своей стране

 

_____Всероссийский конкурс научного творчества "Будущее Первых"

 

_____Федеральный конкурс "Научная Вселенная"

 

_____Всероссийский фестиваль RuCode

 

_____Открылась регистрация заявок на участие в Международном чемпионате по алгоритмическому программированию "РуКод". Состязание объединит школьников, студентов и специалистов. Подать заявку можно на Портале государственных услуг Российской Федерации

 

_____Всероссийская научно-образовательная программа "Плавучий университет" 

 

_____Проект «Стажёр Минобрнауки России»

 

_____Всероссийский проект "Школа наставничества"

 

_____Всемирный фестиваль молодёжи

 

_____Стартовал проект "Поколение медиа": молодые медийщики получат поддержку ведущих экспертов страны

 

_____Росмолодёжь приглашает к участию в форумах на платформе Росмолодёжь. Форумы

 

_____Стипендиат России

 

_____Президентский фонд культурных инициатив

 

_____Минпросвещения России обновило федеральный перечень учебников.

_____Приказ Минпросвещения России от 5 ноября 2024 года № 769
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий"

 

_____Приказы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

_____от 7 мая 2025 г. № 991 "Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения всероссийских проверочных работ в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также перечня учебных предметов, по которым проводятся всероссийские проверочные работы в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в 2025/2026 учебном году",

_____от 7 мая 2025 года № 990 "Об утверждении состава участников, сроков и продолжительности проведения национальных сопоставительных исследований качества общего образования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в 2025/2026 учебном году"

 

 

      Минобрнауки России:

Целевое обучение в организациях высшего образования

Молодые ученые (достижения и поддержка)

 

_____Рособрнадзор: 

         ГИА-11

         ГИА-9

 

_____Федеральный институт педагогических измерений:

_____Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

_____Основной государственный экзамен (ОГЭ)

_____Государственный выпускной экзамен (ГВЭ-9)

 

_____Обучающие мероприятия для родителей 

         База знаний "Я-родитель"

 

_____Всероссийский фестиваль популяризации науки «Вектор победы»

 

_____Программа «Приоритет 2030»

 

_____Федеральный проект

         «Передовые инженерные школы»

 

_____Единая информационная система проведения конкурсов на замещение должностей научных работников

         ученые-исследователи.рф

 

_____Портал госслужбы (вакансии и кадровый резерв в федеральных и региональных органах власти)

         https://gossluzhba.gov.ru/

 

_____Персонал и карьера в Госкорпорации "Роскосмос"

 

_____Карьера в Госкорпорации "Росатом"

 

_____Национальные рейтинги по трудоустройству выпускников образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций

 

_____Предлагаем принять участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов, в том числе проектов, касающихся сферы образования и науки на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

              Комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ

"О науке и государственной научно-технической политике" 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 7 июля 2011 года № 899
"Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации"

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 февраля 2024 года № 145

"О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 марта 2019 года № 377

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 декабря 2017 года № 1642 

"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 сентября 2013 года № 1060 (признается утратившим силу с 1 сентября 2026 года)    
"Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

от 24 февраля 2021 года № 118

"Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 1 февраля 2022 года № 89 (вступает в силу с 1 сентября 2026 года)

"Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 октября 2013 года № 1199

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 мая 2022 года № 336

"Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования и установлении соответствия отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в этих перечнях, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 372
"Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2023 года № 371
"Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"

 

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 апреля 2025 года № 269

"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, и о Порядке определения учебной нагрузки указанных педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основаниях ее изменения и случаях установления верхнего предела указанной учебной нагрузки"

 

 

ОТЧЕТЫ. ДОКЛАДЫ. СТАТИСТИКА

 

 

Отчёты о деятельности Министерства просвещения Российской Федерации

 

Публичная декларация целей и задач Министерства просвещения Российской Федерации

 

План деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и отчёты о его исполнении 

 

Публичная декларация Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и отчёты о её исполнении

 

Планы и отчёты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 

 

Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации

 

Статистические издания Федеральной службы государственной статистики

 

Статистические сборники Высшей школы экономики

 

Доклады и публикации Организации объединенных наций и её специализированных учреждений 

Доклады по вопросам климата

Публикации Продовольственной и сельскохозяйственной организации

Флагманские публикации Продовольственной и сельскохозяйственной организации

Publications help UN-Water 

Публикации Всемирной организации здравоохранения